Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


История личных печатей

Древние печати Ближнего Востока

Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству  стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Появляются первые оседлые поселения на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первая собственность. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.

Использование печатей Древними Шумерами.

Первые печати предназначались для клеймения собственности и обозначения принадлежности предметов потребления. Они представляли собой обыкновенные печати-оттиски. 

Их изготавливали из мягкого камня, на котором более твердым кремнием наносились простые геометрические изображения. В коллекции Королевского Музея Онтарио, одного из крупнейших музеев, где представлены экспонаты Ближнего Востока, представлены такие печати из хлорита, минерала зеленого цвета. Оттиски печатей наносились на комочки из глины, которые называли буллами. На другой стороне буллы был оттиск плетеного изделия. На раскопах в Сирии был обнаружен каменный сосуд, относящийся примерно к 5200 в. до н.э., запечатанный глиной с оттиском на ней.

С приходом на Ближний Восток шумеров начинается бурное развитие предпринимательства и торговли. Около 3500 г. до н.э. наблюдаются первые попытки систематизации процесса обмена товарами, ведения техники учета и контроля процесса торговли. Для обозначения различных предметов потребления служили глиняные знаки, комочки из глины различной формы и размеров. Их впечатывали в глиняные шары. На наружной стороне глиняного шара делали оттиск или вырезали знаки и изображения товаров. Печать прокатывали по лицевой поверхности. Немного позднее глиняные шары сменяются глиняными табличками с надписями шумерской клинописи.

Уже тогда печати служили не только для удостоверения прав собственности на товары или предметы потребления, но и для заверения документов. В верховьях Евфрата, на месте древнего города Эмар, был обнаружен отпечаток детской ноги, датируемый приблизительно 13 в. до н.эры. Ребенок, которого собирались продать, не достиг еще подходящего возраста, и владелец оставил его с родителями. Но в качестве доказательства отсроченного права владения будущий хозяин взял отпечаток ноги ребенка и оттиски печатей свидетелей.

Цилиндрические Печати Древнего Шумера

В конце четвертого тысячелетия шумерские племена широко расселяются по территории Месопотамии и их культурные достижения начинают играть доминирующую роль. Среди них и цилиндрические печати.

Преимущества таких печатей очевидны. Печати–оттиски охватывают лишь небольшую область, ограниченную размерами самой печати. Цилиндр же можно непрерывно прокатывать по поверхности, при этом создается полоса изображений.

В истории Шумера этот период называют Урукским , в честь великого города Урука , увековеченного в эпосе, как столица легендарного героя Гильгамеша. Печати в этот период большие и массивные и, в отличие от более поздних, цилиндр не просверлен по длине. Они вырезаны из известняка или гипса с добавками ляпис-лазурита. Цилиндрическая форма печатей могла происходить от костяных или деревянных образцов. И такие непрочные, но более легкие в обработке материалы, широко использовались в это время для изготовления печатей. Подтверждением этого может послужить то, что хотя наиболее распространенный оттиск носит название «царь первосвященник», а сами же найденные печати имеют геометрический рисунок. То есть, многочисленные оттиски не соответствуют найденным шумерским печатям. Это означает, что более поздние печати не дошли до наших времен, сгнили. В позднеурукский период в культуре Джемдет Наср печати также были цилиндрической формы. Но уже более короткие и большего диаметра. Чаще всего на них изображены работающие люди или идущие животные. Материалом для их изготовления служит какой-либо мягкий камень, легко поддающийся резке и шлифовке. Обычно это хлорит или кальцит. Основная техника обработки – сверление. Реже встречаются образцы печатей из горного хрусталя. Для изготовления могли использовать сверла из корунда – оксида алюминия. В древне шумерских текстах встречается упоминание о том, что его вставляли в свинец, образцы этого минерала были найдены также при раскопках в Уре. Корунд могли завозить из Индии или с острова Накос, хотя его месторождения встречаются в верховьях Евфрата.

К концу четвертого тысячелетия цилиндрические печати получают широкое распространение от Египта до Ирана. Техника их изготовления и изображение значительно упростились. Простой линейный рельеф наносят вращающимся кругом.

Но эпохой настоящего расцвета цилиндрических печатей становится начало третьего тысячелетия до нашей эры. Появляются орудия труда и оружие из меди и сплавов из нее. Сначала это мышьяковая медь, и лишь позднее сплав меди и олова - бронза. Медь обладает целым рядом достоинств - хорошо поддается обработке, достаточно пластична и легко плавится. Но в этот период она еще труднодоступна. Лишь правящая верхушка имела возможность пользоваться медными изделиями. Она же полностью монополизирует торговлю медью. Вся материальная культура этого периода служит и определяется правящими кругами. Дифференциация общества приводит к образованию в Месопотамии сложной системы бюрократии, осуществляющей контроль и учет. Для этой цели и используются клинописные таблички и отметки о праве собственности с помощью цилиндрических печатей. В этот период печати имели форму длинного и тонкого цилиндра. Несложный геометрический рисунок наносился вращающимся колесом.

В северной Месопотамии найдены образцы, выполненные из очень мягкого материала – стеатита (талька), который затем подвергался обжигу для его обезвоживания и придания прочности.

В коллекции Королевского Музея Онтарио есть образцы из Шумера, относящиеся к этому периоду, выполненные из ляпис-лазури. Ляпис-лазурь – это непрозрачный минерал, достаточно мягкий и хрупкий, хорошо поддающийся обработке и полировке. Синий цвет камню придают зерна лазурита, входящие в его состав.

Как предполагают, импортировался ляпис-лазурит в Месопотамию из Афганистана.  После 2750 г. до н.э. данный минерал начинает играть большую роль в материальной культуре Древнего Шумера. Археологические раскопки позволили увидеть разнообразное применение минерала: от личных предметов до храмовых украшений. Он становится символом богатства, блестящей роскоши, изобилия. Обладать им могли только боги и герои. Изделия из ляпис-лазури, обнаруженные в Царских гробницах Ура, богато и изысканно украшены. Необработанный ляпис часто становился предметом торговли. В древнем Эбла в Сирии найден необработанный обломок ляписа, датируемый примерно 2300 года до н.э.

Цилиндрические печати из Шумера можно разбить на две основных группы. Первая из них изображает сцены поединков. На более ранних печатях фигуры сражающихся расположены горизонтально, позднее они стали располагаться вертикально. Сюжет печатей второй группы – сцены пиров.

Аккадская империя и Вавилон. Преемственность шумерских печатей

В начале 2400- 2200г. до н.э. шумеры попадают под власть Аккадской империи, простиравшейся от Средиземного моря вплоть до Персидского залива. Основателем ее был легендарный правитель Саргон из Аккада. Впервые Месопотамия испытывает влияние семитской культуры, которая становится позднее ведущей.

Цилиндрические печати аккадского периода более крупные и массивные с явно выпуклыми гранями. Материалом для изготовления печатей служит в основном змеевик, разновидность серпентина. Это поделочный камень, который имеет различные оттенки зеленого цвета, образовавшийся из океанических пород во время появления гор Таурус и Загрос. Залежи его встречались в Турции и Иране. Печати также изготавливали из нефрита, яшмы, горного хрусталя, ляписа невысокого качества.

Традиционные шумерские сюжеты претерпевают изменения. Сцены поединков становятся более упорядоченными, а сами фигуры воинов более рельефными, выпуклыми. Вместо сцен пиров теперь изображают ритуалы приношения богатых даров аккадстким божествам. В эпоху возрождения Шумера, сцены поединков почти полностью вытесняются стандартными изображениями ритуалов подношения даров, на которых божество изображено справа, а богиня Лама произносит молитву.

В конце третьего тысячелетия нашествия варварских племен амореев приводят к падению последнего крупного государства шумеров, управляемого III династией Ура. На территории Месопотамии образуется целый ряд более или менее крупных государственных образований.

В середине 18 в.до н.э. мудрый политик и полководец из аморейской династии Хаммурапи объединяет раздробленные государства центральной и южной Месопотамии в единую Вавилонскую империю.

В сюжетах печатей вновь, как и во времена Урука и Аккада, появляются сцены поединков воинов и поединков с божествами. В сценах подношений теперь богиня Лама изображается перед бородатым царем. В технике исполнения печатей вновь преобладающим становится сверление и обработка колесом.

В конце 14 века начинается расширеннее и укрепление Ассирийской Империи, это так называемый среднеассирийский период. Преобладающая часть печатей изготовлена из твердых минералов и кварцев. В технике исполнения можно отметить достижение довольно высокой степени мастерства – рельеф печати создает эффект непрерывности оттиска нужной длины.

В 9 в. Новоассирийское государство сумело подчинить Вавилон, Сирию и другие государства Месопотамии. Цилиндрические печати здесь бочкообразной формы, более длинные и тонкие. Прослеживается преемственность от шумерских печатей, с характерными сюжетами сцен поединков и пиров. Одновременно с этим растет использование плоских печатей, что связано с развитием неклинописных алфавитов и использованием для письма материалов, отличных от глины.

Однако зарожденная Древними шумерами практика владения и удостоверения имущества личной печатью просуществовала долгие столетия, что позволило сделать шаг вперед в развитии торговли и ремесел.

 

Источник: http://melma.ru/ethnic/sumerian/sumerian_history/254-drevnie-pechati-blizhnego-vostoka.html

Поделиться