Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


История личных печатей

Е. Н. Минаев "ЭКСЛИБРИС". Глава V.

V. БИБЛИОГРАФИЯ ЭКСЛИБРИСА.

Большая часть литературы по книжному знаку издавалась в России небольшими тиражами. В настоящее время старые издания стали библиографической редкостью и не всегда имеются даже в крупных библиотеках, поэтому понятен интерес многих коллекционеров экслибриса к библиографии о нем.

С конца XIX века в книгоиздательском журнале "Известия товарищества М. О. Вольф", выходившем двадцать лет, с 1897 по 1917 год, помещались рисунки отдельных экслибрисов и статьи о них. Издательство Вольф выпустило также небольшую книжечку "Экслибрис" - справочник русской учащейся молодежи, прибавление к "Календарю Вольфа" за 1899 - 1900 учебный год. В нем была напечатана статья анонимного автора об истории экслибриса, о способах его изготовления, а также о составлении коллекций книжных знаков.

В 1902 году было издано исследование о русском книжном знаке В. Верещагина. Оно было отпечатано синей краской в количестве двухсот пятидесяти экземпляров, со ста пятью русскими экслибрисами в тексте, и такое же количество - коричневой краской, и кроме того триста экземпляров с французским текстом, с добавленными ста двадцатью пятью рисунками русских, польских и финских экслибрисов в конце книги (печать черной краской), в их числе сорок пронумерованных и десять именных экземпляров на меловой бумаге.

В том же году вышел из печати очерк исследователя и собирателя книжных знаков У. Иваска "О библиотечных экслибрисах по поводу 200-летия их применения в России. 1702-1902" со многими иллюстрациями (Москва. Типолитография "Русского товарищества печати и издательского дела", 1902, тираж 600 экз., из них 200 на бумаге "верже").

В 1903 году появилась в продаже книжечка "Книжные и библиотечные гербы (экслибрис)" с тридцатью четырьмя иностранными книжными знаками, изданная редакцией "Нового журнала иностранной литературы" (СПБ. 1903, типография А. С. Суворина) - это был сокращенный перевод немецкого издания 1901 года об иностранном экслибрисе.

С 1905 года начинает выходить монументальный трехтомный труд У. Иваска "Описание русских книжных знаков" (Вып. I. Издание антикварного книжного отделения при магазине древностей и редкостей М. Я. Параделова. Москва. 1905, тир. 350 экз., из них 50 на слоновой бумаге. Вып. 2. Издание автора. Москва. 1910, тир. 200 экз. Вып. 3. Издание антикварного книжного магазина "Библиофил". Москва. 1918, тир. 400 экз.). В работе описано несколько тысяч русских книжных знаков и помещено пятьсот семьдесят два экслибриса. Хотя работа Иваска не является исчерпывающим описанием книжных знаков, исполненных в России до 1918 года, его капитальный труд заложил основание для дальнейших научно-исследовательских работ над русским и советским экслибрисом.

В 1913 году была опубликована брошюра "Русские книжные знаки из собрания И. К. Антошевского" тиражом 210 экземпляров. В ней воспроизведены сорок четыре экслибриса из коллекции автора (типография т-ва "Екатерингофское печатное дело", СПБ).

Этими изданиями, за исключением отдельных статей и заметок в журналах, и исчерпывается дореволюционная литература о книжных знаках. В советское время, в двадцатых и начале тридцатых годов, вышло значительное количество небольших изданий по экслибрису.

Два монументальных труда написал исследователь графики, бессменный председатель РОДК и коллекционер экслибриса В. Адарюков: "Русский книжный знак" (Москва, 1921 и второе дополненное и исправленное издание, Москва, 1922) и "Редкие русские книжные знаки" (Москва, 1923). Это исторические монографии о русских и советских книжных знаках.

Ленинградский искусствовед Р. Фрейман в своей небольшой книжечке "Экслибрис" (издательство "Время", 1922) подверг исследованию не только русский, но и иностранный книжный знак.

В 1922 году издательство "Петрополис" выпустило сборник "Книжные знаки русских художников" под редакцией известных графиков Д. Митрохина, П. Нерадовского и А. Соколовского. В книге рассказывается о работе в экслибрисе отдельных художников и описано несколько сот книжных знаков. Она богато иллюстрирована (пятьдесят пять иллюстраций на отдельных листах). Даны краткие биографии художников, перечень и описание исполненных ими экслибрисов.

Ленинградское общество экслибрисистов (ЛОЭ) помимо тринадцати выпусков "Трудов" и указателя к ним издало с 1923 по 1929 год двенадцать монографий отдельных исследователей экслибриса, каталоги выставок и отдельные памятки. 

(ЛОЭ изданы следующие работы:
1. "Памятка выставки оригинальных рисунков петроградских книжных знаков". Петроград, 1923.
2. Э. Голлербах. Книжные знаки А. М. Литвиненко. Л., 1924.
3. "Русский книжный знак в гравюре" (каталог выставки). Л., 1925.
4. А. Соколовский. Старый Петербург на книжных знаках. Л., 1921.
5. "Выставка русских книжных знаков". Л.. 1926.
6. "Сто заседаний". Л., 1927.
7. "ЛОЭ V лет" - памятка, посвященная бессменному председателю общества В. Савонько. Л.. 1927.
8. "Художественный экслибрис. 1917 - 1927". (Выставка 1928 г.). Л.. 1928.
9. "150 заседаний Ленинградского общества экслибрисистов". Л., 1929.
10. "Ленинградское общество экслибрисистов - 153 заседание". Л; 1929.
11. "Ленинградское общество экслибрисистов - 158 заседание". Л., 1929.
12. В. Савонько. Словарь подписей русских художников-экслибрисистов. Л; 1929.)

Выпущенный АОЭ в 1929 году "Словарь подписей русских художников-экслибрисистов", составленный В. Савонько, содержал расшифровку 336 монограмм 182 художников и был единственным подобным справочником до 1962 года, когда к большой радости коллекционеров книжного знака Государственная библиотека им. Ленина (отдел редких книг) издала "Словарь монограмм советских художников-графиков" с описанием 1610 монограмм, принадлежащих 1469 художникам.

Русское общество друзей книги (РОДК) издало две книжечки: "Наши книжные знаки" М. Базыкина (Москва, 1925) и "Каталог выставки "Московский экслибрис" (Москва, 1926). М. Базыкин дал описание ста сорока пяти экслибрисов, принадлежавших членам Русского общества друзей книги. В книжечку вклеено восемь подлинных книжных знаков.

Московским отделением Всесоюзного общества филателистов (МОВОФ) и коллекционеров (МОВОК) были выпущены брошюры: С. Сильванского "Экслибрис" (популярный очерк), "Книжные знаки Н. Бом-Григорьевой", где воспроизведены девять офортов художницы (Москва, 1932), П. Эттингера "Книжные знаки В. А. Фаворского", где помещено восемнадцать снимков с работ художника, исполненных им с 1906 по 1928 год, и В. Лукомского "Фальсификат в экслибрисе" - о графических работах, не являющихся вовсе экслибрисами, которые выдавались за книжные знаки (доклад, прочитанный автором на 50-м заседании секции книжного знака РОДК).

Всероссийское общество филателистов издало книгу "В. И. Ленин в экслибрисе и почтовой марке" (Москва, 1931), в которой воспроизведено двенадцать книжных знаков на ленинскую тему и дано описание их.

В те годы появились в продаже книжечки с исследованиями об экслибрисе, изданные самими авторами за свой счет. Наиболее интересные из них: "Экслибрис Алексея Кравченко" (Москва, 1922), М. Базыкин "Книжные знаки И. Н. Павлова" (Москва, 1926), "Книжные знаки Н. Дмитревского" (издано С. Клыпиным. Москва, 1925) и Г. Гидони "Портретно-иконографические книжные знаки" (Ленинград, 1923).

Отдельные заметки и статьи об экслибрисе помещал журнал "Среди коллекционеров" (1921-1924). В журналах "Советский филателист" и "Советский коллекционер" (1922- 1932) было напечатано свыше восьмидесяти сообщений о книжном знаке. После многолетнего перерыва в издании литературы об экслибрисе в последнее время стали помещать статьи о книжных знаках многие газеты и журналы: "В мире книг", "Книжная торговля", "Декоративное искусство", "Искусство", "Художник", "Культура и жизнь". "Жовтень", "Витчизна", "Творчеством, "Литературная газета", еженедельники: "Литературная Россия", "Неделя", альманах "Енисей", сборник "Книга", "Археологический ежегодник" и другие.

Откликнулась и местная печать, особенно в городах, где проживает много библиофилов и коллекционеров. В Вологде, Воронеже, Тамбове, Симферополе. Кемерове, Краснодаре, Нижнем Тагиле, Челябинске часто можно увидеть в газетах заметки о выставках книжных знаков и о работе над ними отдельных художников. 

* * *
Экслибрису принадлежит большое будущее. Любовь и интерес советских людей к книге ставят перед художниками и библиофилами новую большую задачу - сделать экслибрис составным элементом и украшением книги не только личной, но каждой государственной и общественной библиотеки. Мастерство художников, быстро растущая популярность книжного знака в нашей стране - гарантия тому.

 

Глава I. ИСТОРИЯ РУССКОГО КНИЖНОГО ЗНАКА. ВИДЫ ЭКСЛИБРИСА

Глава II. СОВЕТСКИЙ КНИЖНЫЙ ЗНАК. ТЕМЫ. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСЛИБРИСА. ВЫСТАВКИ

Глава III. КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ЭКСЛИБРИСА ЗА РУБЕЖОМ

Глава IV. КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ЭКСЛИБРИСА

Глава V. БИБЛИОГРАФИЯ ЭКСЛИБРИСА.


 

 

Источник: Евгений Николаевич Минаев. ЭКСЛИБРИС. Изд. Советский художник. М. 1968

Поделиться