Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


История личных печатей

Экслибрисы Мирискусников

На протяжении многих веков экслибрис выполнял утилитарную функцию. Он в первую очередь оповещал о владельце книги. В то время немногочисленные обладатели редкого и дорогостоящего предмета были из числа крупных феодалов, монастырей, богатых купцов. На первых порах книжные знаки исполнялись в виде герба (геральдического знака) или инициальной записи. Естественно, такие знаки были подчинены геральдическому своду правил и не могли отразить ни пристрастия владельца, ни его внутренний мир.
Геральдический книжный знакГеральдический книжный знак

В XIX веке гербовые экслибрисы в связи с появлением и внедрением современных технологий книгопечатания и резким удешевлением книжной продукции стали активно вытесняться наборными ярлыками с текстом в акцидентных рамочках и без оных. В России этот процесс наиболее активно пошел после отмены крепостного права и в период бурного развития капитализма. Экслибрисы-штемпели стали самой упрощенной формой книжного знака. Конечно, в создании дешевого штемпеля из каучука творческое начало минимально. Поэтому, как правило, в изготовлении таких экслибрисов художник участия не принимал. В книжных знаках выполненных типографским набором зачастую чувствовалась опытная рука типографа. Эти приятные исключения и назывались в последствии поэтикой набора.
ЭкслибрисЭкслибрис

Другое направление экслибриса - появление знаков-карикатур на их владельцев. Эти шаржи интересны для исследователей-библиографов, но, с художественной точки зрения, они более подчеркивали диктат заказчика российского экслибриса второй половины XIX века и его вкуса.
Экслибрис-карикатураЭкслибрис-карикатура

      Дмитрий Митрохин           Елизавета Кругликова

Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической и, связанной с ней традициями деланно театрального, декламационного знака художников второй половины XIX века, новая форма была свободной. Свободной от подражания английским мастерам, от модной карикатурности, от горделивых геральдических правил. Решающую роль в становлении современного экслибриса сыграли виртуозные художники конца XIX – начала ХХ века, сплотившиеся вокруг, знаменитого в ту пору, журнала «Мир искусства». Поэтому по праву говорят об экслибрисах мирискусников, как о целой эпохе в истории русского книжного знака.
Экслибрис, автор С.Чехонин Экслибрис, автор И.Билибин

     Сергей Чехонин               Иван Билибин

«Разработка новых, ранее неизвестных мотивов экслибрисов, полных глубоко пережитого, как правило, интимного содержания (К.А.Сомов, М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа и другие), мастерство стилизации, умение в большинстве случаев увязать книжно-прикладную форму экслибриса с отныне уже свободно трактуемым у нас внегеральдическим изобразительным мотивом - вот типичные черты изощренной графики мирискуснического книжного знака».

Каждому экслибрису художники «Мира искусства» придавали все черты качественного графического произведения. Это и стройность композиции, филигранная точность деталей, индивидуальность, тонкий сюжет. В каждый знак художник вкладывал частицу своей души, в каждом угадывается графический почерк мастера.
Экслибрис, автор И.БилибинЭкслибрис, автор М.Добужинский

              Иван Билибин                  Мстислав Добужинский

Мирискусники делали экслибрисы друг для друга, по заказам ценителей утонченной графики, коллекционеров художественных изданий, ведь их книжные знаки служили дополнительным украшением частной библиотеки. Графики «Мира искусства», каждый для себя, разработали свою форму книжного знака. Так, знаки Д.Д.Бушена, М.В.Добужинского, большинство знаков К.А.Сомова, экслибрис Л.С.Бакста композиционно решены в форме виньетки, а знаки А.Н.Бенуа и И.Я.Билибина - в форме заставки-иллюстрации, но зачастую экслибрисы содержали в себе обе эти формы. Примечательно то, что в своих работах с экслибрисом художники смело раздвигали границы традиционных условностей, приравняв книжный знак к произведению искусства. Малая графика, как видно на примере экслибриса, ни чуть не проще «настоящей» графики. И работы мирискусников - хорошее этому подтверждение.
Экслибрис, автор С.Чехонин Экслибрис, автор Д.Митрохин

        Сергей Чехонин              Дмитрий Митрохин

Так, художник Дмитрий Митрохин в книжных знаках афористично раскрывает отдельные стороны личности их владельцев, связанные как правило с природой или же искусством. Книжный знак Льва Бакста для пианиста и дирижера А.Н.Зилотти, отображает профессию владельца. «Рисунок экслибриса характерен для всей графики художника, в которой декоративность блестяще сочетается с графичностью и с плавностью линий». Константин Сомов - автор оригинальных по стилю и композиции экслибрисов, в большинстве своем декоративных и орнаментальных, в которые тонко внесена чувственная нота.
Экслибрис, автор Н.АльтманЭкслибрис, автор Б.Кустодиев

         Натан Альтман                       Борис Кустодиев

Экслибрисы Ивана Билибина, мастера иллюстрации и книжного оформления, исполнены в характерной для художника манере декоративного и одновременно жестковатого журнального рисунка. Елизавета Кругликова в основном занималась станковой графикой - силуэтными композициями и монотипиями, - и такая трактовка ею экслибрисного замысла понятна. Искусство силуэта лежит и в основе экслибрисов Мстислава Добужинского. Книжные знаки Бориса Кустодиева решены в раннем периоде творчества как типичные мирискуснические полузаставки-полуиллюстрации, позднее, как миниатюры в виде беглого рисунка тушью. А работы Сергея Чехонина - это просто фантастические арабески из дев, роз и книг.
Экслибрис, автор В.Быстренин  Экслибрис, автор Л.Пастернак

       Валентин Быстренин             Леонид Пастернак

Графическое красноречие, умение метко охарактеризовать личность владельца средствами изобразительного искусства, находчивость и острота художественных приемов - все эти качества и приемы привнесли мирискусники в искусство книжного знака. Мирискусники, впервые после долгих лет функционирования книжного знака на уровне ремесла, внесли его в область высокого графического искусства.

Экслибрисы мастеров «Мира искусства» и многих их последователей находятся на уровне лучших достижений графики ХХ века.
Экслибрис, автор К.Сомов Экслибрис, автор Л.Бакст

               Константин Сомов                                   Лев Бакст

Литература:
1. С.Г.Ивенский. Мастера русского экслибриса.- Л.: "Художник РСФСР", 1973
2. Е.М.Минаев, С.П.Фортинский. Экслибрис. - М.: "Книга", 1970 

Источник: Advertologu.Ru

Поделиться