Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


История личных печатей

История китайской печати: от древности к современности

Печать как символ авторитета и власти

Первые китайские печати выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи хозяину. Оттиски печатей ставили на документах и предметах быта.

С течением времени печати в Китае становятся символом авторитета власти. Истинный владелец печати часто имел право определять судьбу не только какой-либо вещи, но и судьбу человека.

Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием».

Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола – он наказывался удавлением.

За подделку любой другой официальной печати налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.

За утерю печати китайского чиновника непременно наказывали снятием с должности, понижением в должности или штрафом. Все найденные на поле боя печати подлежали обязательной сдаче командиру. Нашедшего печать обязательно награждали.

Печать как объект искусства

Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была и сохраняется до настоящего времени одна особенность, которая отличает его от других стран.

Печать в Китае стала произведением искусства, а изготовление печатей ценилось наравне с искусством живописи, каллиграфии, поэзии и справедливо было отнесено к культурному наследию Поднебесной.

Для изготовления печатей использовались различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.

Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.

Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.

Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры.

Тайна Наследной печати

История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.

 

Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше - в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).

Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа – это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.

Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.

По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

 

В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.

Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.

Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди. 

Источник: wan-shi-ru-yi.com


Поделиться