Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


История личных печатей

Книжные памятники Тульской области. "О чем поведает экслибрис…"

Экслибрис - не просто знак собственности - это знак культуры,
знак любви и уважения к книге, своего рода ее оформление.
А. Никитин


 

Разнообразные экслибрисы украшают книги, хранящиеся в фонде Тульской областной универсальной научной библиотеки. Лучшие из них – это высокохудожественные и изобразительные композиции, продуманные до мельчайших деталей их создателями и владельцами, рассказывающие о сословном статусе, служебном и материальном положении, роде занятий, интересах, предпочтениях и увлечениях. Многие из них, являясь произведением искусства, тем не менее, органично вписываются в книгу, зачастую самой являющейся книжным памятником.



6 марта в отделе редкой книги открылась выставка «О чем поведает экслибрис…», знакомящая с отечественными и зарубежными изданиями XVIII-XX вв., отмеченными книжными знаками частного и коллективного владения. На выставке представлены разнообразные по технике исполнения сюжетные, гербовые и шрифтовые экслибрисы и суперэкслибрисы из коллекций Отдела редкой книги и Отдела литературы на иностранных языках.

Как указывает С.Г. Ивенский - член Союза художников, доктор искусствоведения, крупнейший коллекционер экслибрисов, экслибрис является показателем духовных взаимоотношений между книгой, владельцем ее и обществом, событиями, природой, миром. Действительно, даже по отдельно взятой совокупности экслибрисов, можно проследить, как менялся данный знак в художественном, содержательном, количественном смыслах, в технике его исполнения.

Что же такое экслибрис?

Одним из древнейших книжных знаков, известных еще с XVI в., является экслибрис - книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Как правило, на книжной наклейке присутствует само выражение “Ex libris” (от лат. ex libris - из книг) или “ex bibliotheca” (“из библиотеки”) с указанием имени владельца. Изображение также может состоять из самых различных символов, знаков, эмблем или просто одного текста.

Родина экслибриса – Германия. Автором одного из первых экслибрисов был великий художник Альбрехт Дюрер. Наиболее распространенным сюжетом первых экслибрисов был герб владельца библиотеки.

Первый русский экслибрис, рисованный от руки, принадлежит игумену Соловецкой библиотеки Досифею. Рукописный экслибрис не получил широкого распространения и бытовал лишь в то время, когда библиотеки были небольшими и принадлежали в основном царской фамилии и духовным лицам.

С возникновением книгопечатания в России начали появляться на переплетах книг тисненые художественные изображения родовых гербов, вензелей, монограмм, эмблем и надписей, говорящих о принадлежности книги определенному лицу, называемые суперэкслибрисами. Название этого вида книжного знака произошло от лат. «super» -сверху и «экслибрис». Это особый владельческий знак, вытисненный (большей частью золотом) обычно на крышке (крышках) или корешке («малый» суперэкслибрис) кожаного переплета книги. Он появился в XVI веке во Франции. Первым русским суперэкслибрисом считают оттиснутый на переплете первопечатного «Апостола» Ивана Федорова государственный герб в прямоугольной орнаментальной рамке. Над орлом и под ним расположена надпись красивой вязью о принадлежности книги царю Ивану Грозному: «Иоан Божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси».

В коллекции Тульской областной библиотеки несомненный интерес представляют наиболее ранние экслибрисы И. Глейма, Ф. Пфелера, Г.И.Алымовой; впервые описанные экслибрисы В.В. Бобынина, Н.А. Гребницкого, суперэкслибрис Ф.А. Рылеева, художественно выполненные экслибрисы Н.М. Горбова, Д.П. Бутурлина, А.П. Бестужева - Рюмина, Г.Г. Гагарина, П.П. Извольского и др.

Вплоть до начала XIX столетия личные библиотеки собирались представителями привилегированных сословий, поэтому большинство экслибрисов были геральдическими. Символическая условность гербового изображения столетиями сохранялась в экслибрисах аристократических библиотек. Обычно гербовый экслибрис содержит девиз (на латинском или русском языке), а также шрифтовое указание владельца, иногда лишь в виде монограммы. Ярким примером геральдического экслибриса являются книжные знаки Августа II, курфюрста Саксонии и короля Польши, Григория Григорьевича Гагарина, дипломата, художника, археолога и коллекционера, Дмитрия Ивановича Долгорукова(1797-1867), князя, сенатора, члена литературно-политического о-ва «Зеленая лампа», автора сборника стихотворений «Звуки» и мемуаров. Экслибрис Д.И.Долгорукова: в линейной овальной рамке герб на мантии с княжеской короной, вокруг рамки надпись «Князь Дмитрiй Ивановичь Долгорукой.»



В XIX в. на смену гербовому экслибрису приходит шрифтовой, более упрощенный по технике исполнения. Это связано и с расширением круга лиц, которые стали собирать домашние библиотеки: деятели науки и просвещения, писатели и деятели искусства, а также буржуазия - и с модой на рационализм. К наиболее популярным экслибрисам относится сюжетный книжный знак. На выставке представлен сюжетный экслибрис: сидящий юноша в римской тоге со свитком в руках с надписью «Exlibris Gorbof». Этот экслибрис принадлежал Николаю Михайловичу Горбову (1859-1921) – писателю, искусствоведу, библиофилу, деятелю народного образования, члену Новосильского уездного училищного совета, почетному мировому судье, меценату, учредителю школы повышенного типа в с. Петровском Новосильского уезда Тульской губ., народного училища в с. Горки Дмитровского уезда Московской губ., попечителю Московского городского Женского дома трудолюбия им. М.А. и С.Н. Горбовых.



Собрал обширную библиотеку в своем имении в с. Петровском, насчитывавшую более десяти тысячи томов на разных языках по истории искусств, богословию, философии, истории и педагогике, уникальные рукописные и старопечатные книги. На всех книгах Горбовых, а библиотеку начал собирать Михаил Акимович Горбов (ему принадлежал конгревный экслибрис «М.А. Горбов»), имеется сюжетный экслибрис. В 1918 г. библиотека была вывезена на распределительный библиотечный склад при Тульском губернском отделе народного образования, откуда большая ее часть была передана в фонд вновь образованной Тульской центральной библиотеки им. В.И. Ленина (ныне Тульская областная универсальная научная библиотека).

Еще одним примером сюжетного экслибриса является экслибрис Федора Ивановича Тютчева (1873–1931), внука поэта, юриста, служившего в судах Москвы и Московской губ., почетного мирового судьи Московского столичного мирового съезда, гласного губернского земского собрания. Семейная библиотека Тютчевых после октябрьской революции осталась в музее-усадьбе в с. Мураново Дмитровского уезда Московской губ. Сюжетный экслибрис Ф.И. Тютчева выглядит следующим образом: на фронтоне портика в овальном щите герб, между колонн надпись «Из книг Ф. И. Тютчева».

Книжный знак отражает литературные пристрастия владельца книги, образно представляет его профессиональные и любительские интересы, знакомит с содержательным составом библиотеки владельца. Изображение медицинских инструментов на экслибрисе Филиппа Ивановича Пфелера наглядно свидетельствует о роде деятельности владельца. Ф.И. Пфелер (1750-1839) – врач, профессор Московской медицинской школы, доктор при Московском почтамте, автор руководств по медицине. Его коллекция составляет более 20 экземпляров книг на французском языке по естественным наукам, истории, философии и т.д.



Шрифтовой экслибрис лаконично сообщал сведения о владельце библиотеки и, по сути, мало чем отличался от надписи чернилами. В фонде библиотеки имеются книжные собрания Михаила Ростиславовича Долгорукова (1841-1916) – князя, коллежского советника, уездного предводителя дворянства Богородицкого уезда Тульской губ. в с. Огаревка Богородицкого уезда. М.Р. Долгоруков собрал обширную библиотеку, в которой были представлены в т.ч. все издания трудов деда по материнской линии сенатора А. Ф. Малиновского. Библиотеку унаследовал приемный сын М.Р. Долгорукова В.Р. Писарев.

Библиотека князя Михаила Ростиславовича Долгорукова не «растворилась» среди других коллекций и книг, благодаря книжному знаку – шрифтовому экслибрису «Князя М.Р. Долгорукова. Шкаф. Полка. №».



Одним из элементов украшения книги, который свидетельствует о ее владельце, является также суперэкслибрис. Это может быть фамильный герб, который выдавливается на верхней переплетной крышке и нередко золотится. На выставке представлено периодическое издание XVIII века Die Europaeische Fama, принадлежавшее Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, о чем свидетельствует тисненый золотом парный суперэкслибрис. А.П. Бестужев-Рюмин (1693-1766) – граф, канцлер при дворе императрицы Елизаветы Петровны, фельдмаршал при Екатерине II.



Выставка дает возможность погрузиться в мир книжных знаков, каждый из которых позволяет раскрыть историю выдающихся личностей прошлого и проследить судьбу книжных коллекций.

Ольга Моторина, ведущий библиотекарь отдела редкой книги
Светлана Панферова, библиотекарь Отдела литературы на иностранных языках 
 
 
 

Источник: http://www.tounb.ru/kp/?c=news/exlibris

Поделиться