Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


История личных печатей

Личные печати исторических лиц древности

Сохранилось весьма значительное количество нарративных источников, повествующих о личных печатях древности и очень небольшое число самих этих миниатюрных памятников. 

Энциклопедист Плиний Старший сохранил легенду о том, что первая печать античного мира была вырезана на кусочке Кавказской скалы, к которой был прикован Прометей, а оправа ее сделана из металла цепей, удержавших титана.

«Мифы сообщают, что начало печатей восходит к Кавказской скале и фатальному велению Судьбы об оковах Прометея, что впервые тогда обломок этого утеса был оправлен железом и надет на палец: это стало кольцом, а то – печатью». По преданию, печать была дарована восставшему и наказанному титану при его освобождении самим Зевсом, чтобы он, таким образом, никогда не был свободен ни от скалы, ни от приковавших его цепей.

По-видимому, в древности по этому описанию повторялись «печати Прометея», и как редкие талисманы их носили поклонники титана, творца первого человека и благодетеля рода людского. Не об этом ли говорит этрусская гемма V в. до н. э., хранящаяся в Эрмитаже. Это сердоликовый скарабей, на плоской стороне которого вырезана печать – сцена с изображением Гефеста, приковавшего Прометея к скале.

На этрусском бронзовом зеркале этого же времени, хранящемся в Кракове, а до того входившем в коллекцию Люсьена Бонапарта, изображена сцена освобождения Прометея Гераклом и Кастором. Кастор протягивает титану круглый предмет, как считают – перстень.

У античных историков нередки описания печатей выдающихся людей. Особенно известен рассказ о печати самосского правителя Поликрата. Мы знаем, что перстень был работой известного мастера Теодора Самосского. На нем была изображена лира (по другой версии – это было не резное изображение, а природное), а материалом послужил сардоникс. Поликрат настолько ценил печать, что когда он должен был расстаться с самым дорогим для него предметом, он, по преданию, выехал в море и бросил перстень в волны. Этой добровольной жертвой царь хотел обмануть Судьбу, всегда благоволившую к нему. Но на утро во дворец явился рыбак, преподнесший для царского стола огромную рыбу, и в ее желудке была обнаружена эта печать! Еще в I в. печать Поликрата хранилась в Риме в храме Согласия, куда эту реликвию даровала императрица Ливия. 

Историки часто упоминают печати Македонских царей – Филиппа II и его сына Александра Великого, но ни разу не сообщают, что на них было вырезано. Курций Руф пишет, что, победив Дария, царя Персии, Александр стал опечатывать письма, посылавшиеся в Европу, своим перстнем, а письма, предназначавшиеся для Азии, - печатью Дария.

В Британском музее хранится золотой перстень с изображением Ники, сооружающей победный трофей: она прибивает щит к стволу дерева. На перстне надпись: «Из принадлежащего царю».

На рубеже XX в. А. Фуртвенглер высказал предположение, что этот перстень – дар Александру от сподвижника его отца Пармениона. Царь Понта Митридат VI возводил свое происхождение к Александру. Как реликвии хранил Митридат военный плащ и доспехи своего прославленного предка, некогда завоевавшего мир, и облачался в них в особо торжественных случаях.

Следовательно, не будет ничего удивительного в предположении, что «царь», упомянутый в надписи на лондонском перстне, - Александр. Видимо, это и есть его печать.

Курций Руф, римский писатель I в., говоря о печати царя Дария, которую использовал Александр в своих сношениях с завоеванной Азией, употреблял слово «перстень (кольцо)». Но нет сомнения в том, что печать персидского царя имела форму каменного цилиндра на подвижной дужке. В Британском музее хранится печать царя Дария I (521 -455 гг. до н.э.) именно такой формы. Царь изображен в охоте на львов. В Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве хранится халцедоновый цилиндр с трехъязычной надписью: «Я – Артахшатра, Великий царь». Это печать царя Артаксеркса I (495 -425 гг. до н. э.). Царь изображен в сопровождении трех пленников. И, наконец, в Эрмитаже хранится еще одна халцедоновая печать цилиндрической формы с юга России. Царь Артаксеркс II (404-358 гг. до н.э.) изображен здесь также как победитель врагов.

На печати Пирра, эпирского царя, были изображены Аполлон и девять муз. Один из полководцев Александра, Селевк Никатор, основатель династии Селевкидов, на личной печати имел изображение якоря, которое повторялось на селевкидских монетах.

При македонском дворе Филиппа II родилась легенда, что царица Олимпиада родила Александра от Зевса, являвшегося ей в виде огромной змеи. А матери Лаодике во сне явился Аполлон и подарил ей печать с изображением якоря. Наутро в ее постели нашли этот предмет, а у родившегося сына на бедре оказалось также изображение якоря, словно оттиск печати, причем этот божественный знак передавался его сыновьям и внукам.

На печати Суллы была изображена сцена пленения царя Югурты. На монетах, выпущенных его сыном, воспроизводилась эта сцена с отцовой печати. Гней Помпей на своей печати имел изображение трех трофеев. Они сопровождались надписью: Felix, Faustus, Venustus (т.е. удачливый, счастливый, прекрасный). Они тоже были воспроизведены на монетах этого времени.

Если повторение печати на монетах можно легко объяснить задачами политической пропаганды, то как быть с воспроизведением и копированием самих личных печатей? В Греции по закону Солона резчик, раз продав печать, не имел права оставлять у себя копию и продавать ее другому лицу. Видимо, традиции патроната и клиентелы, сильные в Италии, заставляли пренебрегать этим дальновидным запрещением. В Эрмитаже хранится гемма с повторением печати Помпея Великого. Наличествуют три трофея и три эпитета удачливого военачальника.

На личной печати диктатора Юлия Цезаря было вырезано изображение вооруженной Венеры. Мы имеем ее повторение не только на монетах, но и на множестве гемм и литиков. Венера-Победительница не только была гарантом побед Цезаря в качестве покровительницы рода Юлиев, но и обосновала его политические притязания на верховную власть, так как была мифической праматерью всего римского народа («рода Энеева мать» - по Лукрецию). Нам не известна печать триумфира Марка Антония. Но мы знаем, что он позволял своим легатам прикладывать ее к документам в свое отсутствие. Печать царицы Клеопатры VII описана в эпиграмме поэта Антипатра: 

«Я – опьянение Мете, которую умные руки
На аметист нанесли, что опьянению чужд.
Но обладает печатью сама Клеопатра, и даже
Трезвость на этой руке стать опьянением должна».


Сохранились несколько воспроизведений утраченной печати царицы. Одно из них – созданное италийским резчиком Авлом – хранится в Эрмитаже. Оно могло принадлежать или участнику Тиаса «Неподражаемых», организованному Антонием и Клеопатрой, или просто – одному из сочувствующих.

Император Август в течении своей жизни сменил три печати. Первая несла изображение сфинкса, вторая – портрет Александра Великого, третья – портрет самого императора. Плиний Старший пишет: «Божественный Август вначале печатал сфинксом. Он нашел среди колец своей матери два таких сфинкса, неотличимых по сходству. Одним из них… в отсутствие его самого его друзья ставили печать на тих письмах и указах, которые необходимо было по обстоятельствам составлять от его имени, и получавшие их шутили не без остроумия, говоря, что этот сфинкс задает загадки… Впоследствии Август, чтобы прекратить злословие по поводу сфинкса, стал ставить печать с изображением Александра Великого… Диоскурид воспроизвел с исключительным сходством изображение божественного Августа, которым последующие принцепсы ставят печать».

Все эти печати императора Августа воспроизведены на его монетах и во множестве повторений – в геммах и литиках его времени. Считается, что золотой перстень со сфинксом, по преданию найденный в Мавзолее Августа и хранящийся во Флоренции, и есть печать императора. Но это – только ее повторение II в. н. э.

После победы над Антонием и Клеопатрой Август, подобно Александру, становится властителем Востока. Смена печати получает особый смысл. Известно, что в Александрии, когда Августу после посещения могилы Александра было предложено осмотреть могилы Птолемеев, он ответил, что хотел видеть царя, а не мертвецов!

Еще одна черта, роднившая Августа с Александром Великим, - и тот и другой были сыновьями бога, одни по рождению от Зевса, подтвержденному оракулом Амона, другой – по усыновлению Цезарем («дивус Юлиус»). Это обстоятельство («divi Julii filius») часто подчеркивалось на его монетах.

Ганс Инстинский
считает, что Август выбрал для своей печати портрет Александра в львиной маске Геракла.

В 23 г. до н.э. Август сильно заболел, казалось, что его положение критическое. Как и некогда Александр, он назначает наследника (зятя Марка Агриппу) и вручает ему свою печать. По выздоровлении императора резчик Диоскурид выполняет третью печать Августа, с его портретом.

Тиберий в качестве наследника в 14 г. н.э. получил эту третью печать, и ею обладали его преемники до Траяна и Адриана. В протоколах коллегии жрецов – «Арвальских братьев» - читаем по поводу голосования при выборах: «таблички опечатаны печатью с изображением головы Августа…» Но в одном случае (в 118 г.) «таблички опечатаны печатью с изображением Марсия и Олимпа, играющих на сиринге». Это, видимо, личная печать Траяна. Адриан, подобно Августу, имел на своей печати собственный портрет.

Император Коммод для личной печати выбрал экстравагантный сюжет – на ней была представлена его возлюбленная Марция в виде амазонки. Император, желавший прослыть новым Гераклом, по-видимому, хотел, чтобы в его возлюбленной видели Ипполиту, царицу амазонок.

В новое время правители и иерархи церкви восприняли обычай употребления личной печати. Для нее они нередко использовали античные геммы. Так, у Карла Великого одна печать имела изображение Сераписа. Другая – портрет Марка Аврелия, в котором тогда видели образ Иисуса Христа, так как надпись вокруг была следующей: «Christe, protege Carolum, Regem Francorum».

Автор статьи: О. Я. Неверов, Спб 2004
 

Источник: "Сфрагистика и история культуры. Сборник научных трудов, посвященный юбилею В.С. Шандровской"

Поделиться