Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Виды личных печатей

Экслибрис – ценный информационный ресурс культуры

Экслибрис – это своего рода иносказательный графический портрет библиотеки, его владельца, времени и художника, создавшего его. Это ценная информация о культуре прошлого.

Иногда основой книжного знака служит портрет его владельца. Так, экслибрис академика Н.М. Жаворонкова (художник А.И. Калашников) [1], относящийся к группе научной тематики, образно, через атрибуты химической науки, рассказывает о развитии химии, к которой владелец знака имеет непосредственное отношение (труды по исследованию физико-химических процессов, Государственная премия СССР); символ знака – портрет Д.И. Менделеева – характеризует основное занятие владельца знака, а изображение древнего оружия (бердыш, пищаль и др.) и шапки русского стрельца, надо полагать, отражает интерес ученого-химика к российской военной истории. Отсюда вывод, библиотека владельца экслибриса содержит главным образом книги по специальности ученого и по истории. 

К группе научной тематики относится и экслибрис автора статьи [2], он образно, через атрибуты науки, к которой владелец имеет непосредственное отношение, рассказывает о его занятиях историей, краеведением, вспомогательными историческими дисциплинами, в частности, геральдикой (гербоведением). Символы книжного знака – крепость Тамбов ХУП в. и герб Тамбовской губернии времени империи – характеризуют основное занятие владельца знака – изучение местной, тамбовской истории; раскрытая книга и «журналистское» перо отражают его научно-писательскую деятельность. Рисунок дополняется портретом владельца экслибриса. Вывод очевиден: библиотека содержит главным образом книги по специальности ученого и краеведению.

Очень частый мотив экслибриса – пейзаж. Из истории книжного знака известны случаи, когда многие владельцы библиотек имели не один, а несколько экслибрисов, разных по характеру и тематике.
На Западе экслибрис возник вместе с книгопечатанием. Родина книжного знака – Германия XVI в. Экслибрис исполняли известные немецкие живописцы и графики Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший (1497 или 1498-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553) и др.
В России первые печатные экслибрисы появились в начале XVIII века, их стали наклеивать на свои книги сподвижники Петра I: государственный деятель и переводчик, фельдмаршал Яков Вилимович Брюс (1670-1735), член Верховного тайного совета и владелец редкой библиотеки князь Дмитрий Михайлович Голицын (1665-1737) и др. В то время общедоступных библиотек не было, а единичные книжные знаки исполнялись в основном иностранными мастерами. Во второй половине XVIII - первой половине XIX в. частных библиотек становится больше, равно и экслибрисов. Знаки почти все были дворянские, преимущественно гербовые. Однако встречаются уже и негербовые мотивы экслибрисов – «сюжетные» и «орнаментальные».

Во второй половине XIX в. в связи с удешевлением производства типографской продукции книга становится доступной многим. Растет число библиотек, книголюбов. Появляется «художественный» экслибрис. На фоне быстрого развития журнальной, книжной, прикладной графики распространяется коллекционирование, изучение книжных знаков. Общее количество экслибрисов за два века составило около трех тысяч экземпляров.
В XX в. во многих семьях появились домашние библиотеки. Увеличилось и число владельцев экслибрисов. Расширялась тематика экслибрисов. В их композиционных решениях все больше появлялись атрибуты науки и техники. В 1909 г. в Москве было создано первое русское объединение экслибрисистов – «Московское общество любителей книжных знаков».
Искусству книжного знака отдавали талант крупнейшие русские художники: Александр Николаевич Бенуа (1870-1960), Иван Яковлевич Билибин (1876-1942), Михаил Александрович Врубель (1856-1910), Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957), Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) и др.

Русский экслибрис имеет богатую местную историю. Так, старые тамбовские экслибрисы – небольшая страничка в ней, но без нее история Тамбовского края не будет полной. В Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина (ТОУНБ) есть книги с экслибрисами Строгановых, других известных людей России XVIII-XIX вв.

Занимаясь краеведением, историей тамбовского экслибриса, нельзя обойти имя Алексея Николаевича Норцова (1859-1922), который в начале ХХ в. около двадцати лет руководил Тамбовской ученой архивной комиссией. В те годы основоположник исследований отечественного книжного знака У. Иваск в своем известном «Описании…» (ныне редкий справочный материал) рассказывает о книжном знаке А.Н. Норцова, как он утверждает, «изготовленном около 1910 г.». Под описанием знака Иваск пишет: «А.Н. Норцов, председатель Тамбовской ученой архивной комиссии, поэт, род. 1860 г. Библиотека А.Н. Норцова заключает в себе свыше 4000 томов по истории, философии, истории религии, сравнительной мифологии, древне-восточной литературе, мистицизму и оккультизму» [3]. А.Н. Норцов был также автором брошюр по востоковедению и христианской мифологии. Некоторые его работы были переведены на английский, французский и чешский языки. Выходили и книги стихов. В 1904 г. в Тамбове появилась книга А.Н. Норцова «Материалы для истории Тамбовского, Пензенского и Саратовского дворянства», в которой автор пытается выступить в роли адвоката убийцы М.Ю. Лермонтова, что объясняется просто: по материнской линии Норцов состоял в родстве с Мартыновым. В 1913 г. Норцов за свой счет отпечатал в тамбовской типолитографии «Н. Бердоносов, Ф. Пригорин и К0» драму «Бетси». Книга имела гриф «Не для продажи». Этим как бы пояснялось, что книга не поступит в магазины, а будет дариться автором. Эта библиофильская реликвия сохранилась в ТОУНБ. Многие работы Норцова, в том числе «Значение военного мундира как символа и некоторые тамбовские военные факты», делают личность Алексея Николаевича интереснейшей и сейчас. Экслибрис А.Н. Норцова сотрудники библиотеки обнаружили на одной из книг – «Князья Долгорукие, сподвижники императора Александра I в первые годы его царствования», выпущенной в 1902 г. «Экспедицией заготовления государственных бумаг». Это пока первая известная книга с экслибрисом из четырехтысячной библиотеки тамбовского историка-краеведа [подробнее см. 4].
 

Как и тамбовский экслибрис, интересную историю имеет движение местных экслибрисистов. Сравнительно заметным оно стало в начале ХХ в., наиболее активизировалось после 1917 г. В то время увлечение экслибрисами было сопряжено с известными трудностями: в провинции получить экслибрис было трудно – то типография не приспособлена для выполнения такой работы, то художника нет; появились рукописные, рисованные книжные знаки.

Особый подъем собирания, изучения, пропаганды экслибрисов происходит в 1920-е годы. Организуется ряд крупных выставок. Однако в 1930-1940 гг. искусство экслибриса замирает. Это считалось занятием с буржуазным «душком». Художники, боясь навлечь гнев власти, все реже исполняли книжные знаки. Хотя они появлялись. Мечты о будущем, развитии науки, техники, производства, идеи индустриализации страны, владевшие умами, приводили к тому, что художники стремились украсить городские пейзажи заводскими трубами, лесами новостроек, а сельские пейзажи – телеграфными столбами. Это характерно для всей графики тех лет, в том числе и для экслибриса.
 

Только со второй половины 1950-х годов в условиях демократизации общественной жизни начинается подъем искусства экслибриса. Книжный знак все больше и больше вызывает интерес у любителей книги, ученых, краеведов. Книга стала доступной, а главное, изменилось настроение людей, появилось стремление к сотрудничеству библиофилов, коллекционеров с художниками, стало возможным организовывать клубы любителей книги, экслибрисистов, объединяться по интересам. Владельцев книжных знаков становится больше. Начиная с 1960-х годов, заговорили об «экслибрисном буме».
 

Одним из центров возрождения движения экслибрисистов был Тамбов. Известный тамбовский собиратель и экслибрисист Николай Алексеевич Никифоров (НАН) (1914-2003) был одним из первых краеведов, внесших в движение организацию проведением выставок книжных знаков. Он же привлек талантливого тамбовского графика Г.В. Дергаченко к экслибрису. Рассказы НАНа о том времени были в начале 1990-х годов записаны на пленку. Фонодокументы хранятся в архиве общественного научного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» при Тамбовском областном отделении по нобелистике Российской академии естественных наук (ТЦК при ТООН РАЕН) и ждут своего исследователя [5].


В те годы в Тамбове вышел каталог книжных знаков (один из первых в СССР). В областной картинной галерее состоялись выставки известных мастеров книжного знака А.И. Калашникова, К.С. Козловского, Г.Н. Карлова, О. Медниса, Л. Кропивницкого и др.; интерес вызвала выставка рижского художника А.И. Юпатова, на которой было представлено более 160 работ. Внимание посетителей привлекал выполненный тушью авторский оригинал экслибриса профессора Яна Крастыньша, подаренный художником галерее. Завершала выставку небольшая витрина, где был собран различный материал, связанный с книжным знаком: каталоги, книги с наклеенными экслибрисами, журналы.
В 1966 г. тамбовские любители экслибриса объединились в неформальное объединение «Тамбовский вторник экслибрисистов», у истоков которого стояли мастера книжного знака А. Бучнев, А. Саликов, А. Чернов и др. Цель объединения – пропаганда книжной графики. Был издан ряд экслибрисных («самиздатовских») альбомов с интересными подборками знаков (но минимальными коллекционными тиражами, по 50 экз.).
С 1967 г. в Тамбовском отделении общества коллекционеров работала секция экслибрисистов. Каждый понедельник в помещении областного театра кукол руководитель секции известный тамбовский краевед и экслибрисист А.С. Чернов открывал очередное заседание, на котором присутствующие получали информацию о новых книжных знаках, обменивались материалами, делились информацией. Многие члены секции, и в первую очередь Н.А. Никифоров, вели переписку с иногородними коллекционерами и художниками – авторами экслибрисов, занимались исследовательской работой. Для членов секции заседания отмечались специальными выпусками памятки, в которые вкладывались новые книжные знаки. В секцию экслибрисистов часто заглядывали книголюбы, заинтересованные в книжных знаках для своих домашних библиотек.

Известно, что экслибрис кроме своей основной функции – владельческого знака – представляет еще интерес и как произведение искусства графики малых форм. Мастера книжного знака в Тамбове – А. Бучнев, С. Гринберг, А. Саликов, В. Тарасов, В. Беркетов и другие, в Мичуринске – А. Платицын и другие, каждый со своим почерком в миниатюрной графике, – известны экслибрисистам во многих уголках России.
В то время объединения экслибрисистов (клубы, секции и др.) работали также в Москве, Петербурге, Краснодаре, Кемерове и других городах.
Многие экслибрисисты – инициаторы краеведческого движения. Они постоянно пропагандируют искусство книжного знака, рассказывают о творческих замыслах, поисках и находках в местной печати. Это можно утверждать на примере движения тамбовских экслибрисистов; об их деятельности регулярно сообщает пресса [6].
В стране и за рубежом хорошо известно творчество тамбовского графика–экслибрисиста А.С. Чернова, участника более 200 выставок, среди которых две выставки в Чехословакии, Международная выставка книг «Москва-75», выставка экслибрисов на ВДНХ в 1987 г. и др. Александр Степанович, получив художественное образование в Тамбовской детской художественной школе под руководством Алексея Ивановича Левшина, первый экслибрис создал в 1963 г. В ноябре 1966 г. состоялась его первая персональная выставка, организованная Тамбовской картинной галереей совместно с ТОУНБ; к тому времени он создал сто книжных знаков. В 1968 г. им был сотворен самый маленький в мире экслибрис, хранившийся в коллекции Н.А. Никифорова.
Много внимания А.С. Чернов всегда уделял пропаганде книги и книжного знака. С 1973 г. в Научной библиотеке Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ) организуются ежегодные выставки экслибрисов из коллекции братьев Александра и Аполлона Черновых, сопровождающиеся изданием каталогов, выполненных с высоким художественным мастерством. Выставки вызывают интерес, способствуют воспитанию любви и уважения к книге, искусству экслибриса. Тематика выставок разнообразна. Так, в 1986 г. в помещении читального зала состоялась выставка «Старый тамбовский книжный знак», посвященная 350-летию города. Среди экслибрисов, представленных на выставке, привлекали внимание книжные знаки библиотеки Ланских, Волконских и др.
 По инициативе известного тамбовского библиографа А.И. Сапогова и художника-экслибрисиста А.С. Чернова при ТОУНБ был учрежден «Клуб любителей книги» (КЛК), где регулярно собирались библиофилы, краеведы, экслибрисисты. Первое заседание КЛК состоялось 1 апреля 1975 г. К каждому заседанию выпускались очень содержательные памятки. Успешно проработав ряд лет, заседания клуба с 1982 г. «переросли» в «Тамбовские чтения». Недавно архивы ТЦК при ТООН РАЕН пополнился большой подборкой уникальных сегодня материалов о работе КЛК. Это интересный ретроспективный информационный пласт, ждущий своего исследователя. 
С 1980-х годов работала секция экслибрисистов при Тамбовском городском клубе книголюбов. Председателем этой секции был А.С. Чернов, постоянным ведущим И.И. Алпацкий. Был проведен ряд выставок, из которых выделим «Космос в книжном знаке» (1981 г.).
 

Многие художники–эксибрисисты связывают свое творчество с именем А.С. Пушкина. Пушкиниана в тематике современного тамбовского книжного знака – один из самых значительных разделов; в последние годы он существенно вырос. В 1987 г. в библиотеке ТГТУ прошла первая выставка, посвященная поэту. На выставке были представлены работы братьев А. и Ап. Черновых, Б.А. Левшина. Особое место в экспозиции занимали книжные знаки, отражающие связь А.С. Пушкина с Тамбовским краем. В 1999 г. прошла вторая выставка, посвященная Пушкину. На ней были представлены новые книжные знаки: экслибрисы современников и людей из окружения поэта, миниатюры с портретом Пушкина, цитатами из его произведений, иллюстрациями к стихотворениям и прозе, изображением мест, связанных с жизнью и творчеством поэта.
В 1995 г. состоялась интересная выставка «Прошлое тамбовского экслибриса». Достаточно перечислить фамилии Строганова, Ланского, Нарышкина, Волконской, Бенкендорфа, чтобы представить, какую любопытную страницу нашей истории представляют книжные знаки, какой значительный поток документной информации в них зафиксирован.
Многие документы об описанных событиях и печатная продукция выставок, в том числе и переданные А.С. Черновым и другими экслибрисистами ТЦК при ТООН РАЕН, хранятся ныне в его архиве [7]. Коллекция постоянно пополняется. По мнению экспертов, она содержит уникальный информационный пласт о прошлом как Тамбовского края, так и всей России.
 

В последние годы движение краеведов–экслибрисистов активизировалось: создаются новые экслибрисы, выпускается научная литература, изучаются связи экслибрисистов с краеведением [8]. По-прежнему в Научной библиотеке ТГТУ проходят заседания тамбовских любителей экслибриса под председательством А.С. Чернова. Его участниками могут быть все, кто интересуется графикой, любит книги и собирает экслибрисы. Организуются выставки.
Наиболее ценно то, что поисково-творческая работа краеведов-экслибрисистов связана с местной историей книжного знака, авторами знаков, их владельцами. Часто поиски приводят к интересным находкам. Например, сборник стихотворений (1862 г. изд.) поэта, литературного критика, академика П.А. Вяземского (1792-1878) с суперэкслибрисом – золоченым тиснением «М.С.» на корешке кожаного красного переплета. На форзаце книги аккуратным четким почерком написано: «Мария Спиридонова». Ценителем изящной поэзии оказалась уроженка Тамбова – знаменитая террористка, лидер партии левых эсеров, жертва тоталитаризма и собственных социал-революционных иллюзий, прошедшая царские и советские тюрьмы, ссылки и психиатрические больницы, и казненная в сентябре 1941 г. в Орловской тюрьме НКВД [9].
 Сюжеты современных книжных знаков чрезвычайно разнообразны. Многие экслибрисы отражают профессиональные интересы владельцев библиотек. Не редкость книжные знаки, сюжетно связанные со значительными историческими событиями, именами известных деятелей науки и культуры. Сегодня для сюжета экслибриса стали актуальны многие темы – науки, техники, экологии, борьбы за мир и др. Художники создают экслибрисы в различной технике (рисунок с последующим цинкографированием, гравюра на линолеуме и гравюра на дереве – ксилография и др.). Авторы экслибрисов, вошедших в золотой фонд книжного знака, – художники В. Фаворский, А. Кравченко, Д. Митрохин, А. Остроумова-Лебедева, Г. Кравцов и другие, каждый со своим почерком в миниатюрной графике, известны сегодня экслибрисистам всей России. Вот почему экслибрис является не только самостоятельным жанром графики, но и предметом изучения краеведов, культурологов, историков, информатиков.
«Коллекция братьев Черновых» (Москва-Тамбов) в настоящее время превышает 60 тыс. экслибрисов. Основной ее фонд хранится в Москве Ап.С. Черновым, который не один десяток лет был сначала секретарем, а затем председателем Московского клуба экслибрисистов и ряд лет издает журнал «Экслибрис». Являясь не только коллекционером, но и автором более 300 экслибрисов, он не порывает связей с родным Тамбовом, участвуя в организации выставок. Последняя из этих выставок – «Экслибрисы А. Калашникова, В. Житникова, Э. Окаса и Аполлона Чернова» в Тамбовской картинной галерее в декабре 2004 г. [10].

Экслибрис, когда-то только помечавший книгу, а в дальнейшем ставший и ее украшением, теперь несет в себе и характеристику эпохи, и высокие гуманистические идеи. Сегодня книжный знак – важный информационный ресурс, уникальный источник изучения истории книги и библиотек, ценный источник краеведения, который может много поведать об истории любого края России.
 

Литература
1. Наука и техника в книжном знаке: каталог выставки экслибриса. – Тамбов, 1988. – С.4.
2. Экслибрис Г.П. Пирожкова / Сост. и худ. ред. В.А. Захаров. – Тамбов, 2004. – 6 с.
3. Иваск У. Описание русских книжных знаков. Вып.3 / У. Иваск. – М., 1918.
4. Анисимова С.С. Движение тамбовских экслибрисистов / С.С. Анисимова, Г.П. Пирожков // Формирование специалиста в условиях региона: новые подходы. Материалы 5 Всерос. межвузов. науч. конф., г Тамбов, 15 окт. 2004 г. &‐ Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2004. – С.122-127.
5. Архив Тамбовского центра краеведения (АТЦК). Ф.1 (коллекции). Оп.1. Д.33 (Никифоров Николай Алексеевич).
6. Пирожков Г.П. Экслибрис, пара слов, и кто влюблен, на все готов / Г.П. Пирожков // Экспресс-Репортер. – Тамбов, - 1994. – 28 янв.; Чернов А.С. Отечеству – богатство, себе – имя / А.С. Чернов // Новая тамб. газета. – Тамбов, - 1994. – 22 июля; Никифоров Н.А. Мое открытие Америки / Н.А. Никифоров // Послесловие. – Тамбов, 1994. – № 4. – С.2 и др.
7. АТЦК. Ф.1. Оп.1. Д.3; Ф.42 (Чернов Александр Степанович).
8. Чернов А.С. Тамбовский книжный знак / А.С. Чернов, И.И. Алпацкий. – Тамбов, 2004. – 112с.; Пирожков Г.П. Экслибрис: материалы к спецсеминару по курсу «Краеведение» / Г.П. Пирожков; Тамб. гос. ин-т культуры. – Тамбов, 1995. – 11с.; Геннадий Петрович Пирожков: биобиблиограф. указ. – Тамбов; М.; СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2004. – Экслибрис и др.
9. Пирожков Г.П. Краеведение: учебник / Г.П. Пирожков; Тамб. фил. ФГОУ ВПО МГУКИ. – Тамбов; М., СПб.; Баку; Вена: Нобелистика, 2006. – С.164.
10. АТЦК. Ф.1. Оп.1. Д.3. 

 

Источник: «Информационные Ресурсы России» №3, 2008

Поделиться