Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Виды личных печатей

Гравюра. Техники. Пробуем себя в гравюре!

Гравюра — это уже вполне профессиональный вид графики. Специфические особенности гравюры заключаются в ее тиражности, то есть в возможности получать значительное число равноценных оттисков, а также в ее своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твердых материалах.

В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различают выпуклую и углубленную гравюры.

Выпуклая гравюра
— все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) выбираются на несколько миллиметров.

Рисунок, таким образом, возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска накладывается тампонами из тряпки или накатывается валиком, затем к доске вручную или вертикальным прессом равномерно придавливается бумага, в результате чего изображение переходит на бумагу.

К выпуклой гравюре относятся в первую очередь гравюра на дереве — ксилография и гравюра на линолеуме — линогравюра. Принципиально технология получения изображения с помощью выпуклой гравюры не отличается от способа полиграфического размножения текста высокой печатью, где печатающие и пробельные (не печатающие)

элементы (участки) расположены на разных уровнях.

Углубленная гравюра
— краска заполняет углубления и переходит на влажную бумагу в процессе печати.

Рассмотрим, к примеру, офорт — один из видов такой гравюры. Металлическая пластина, из которой делается печатная форма, покрывается слоем кислотоупорного лака, затем гравировальной иглой на ней процарапывается изображение. Получается углубленный рисунок. Процарапанные места протравливаются кислотой — отсюда и название «офорт» (от французского слова ean-forte — азотная кислота).

После этого изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу. То есть изготовление печатных форм для углубленной гравюры аналогично получению форм для глубокой печати, при которой различная глубина печатных элементов на форме изменяется в зависимости от насыщенности светотеней воспроизводимого изображения.

Понятно, в домашних условиях трудно заниматься углубленной гравюрой. Но не расстраивайтесь, вполне можно заняться линогравюрой, а освоив и эту технику, перейти к гравюре на дереве — ксилографии.

Ксилография. Рассматривая книги, мы часто восхищаемся удивительно выразительными иллюстрациями, выполненными в черно-белой манере.

Оказывается, при помощи штрихов, линий и пятен и только двух цветов — черного и белого — можно передать всю бесконечную гамму оттенков солнечного спектра. И позволяет это гравюра на дереве — ксилография.

Ксилография — один из древнейших видов гравюры. Название техники произошло от греческого слова xylon, что означает «срубленное дерево», в сочетании со словом grapho — пишу, рисую.

Первые в Европе гравюры, выполненные в технике ксилографии, относятся к XIV—XY вв.

В XVII—XVIII вв. широко развивается искусство ксилографии в Японии. Крупнейшие мастера — Китагава Утамаро, создававший лирические женские портреты, Кацусика Хокусай и Андо Хиросигэ, раскрывшие в своих пейзажах неисчерпаемую красоту японской природы.

Во все века и во всех странах мира ксилография привлекала крупнейших мастеров изобразительного искусства. Среди них мы называем имена Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха Старшего, Поля Гогена, Франса Мазереля и Рокуэлла Кента.

Создатель школы советской ксилографии — Владимир Андреевич Фаворский, для произведений которого характерны философская глубина и яркость образов.

Для каждого автора, для каждой книги Фаворский находил свои формы выражения, открывал неведомые до тех пор свойства ксилографии. Им выполнены иллюстрации к произведениям Данте, Шекспира, Пушкина, Льва Толстого, к «Слову о полку Игореве» (рис. 14). 

Не раз бывало, что после Фаворского к тем же книгам обращались и другие художники, но вот их гравюры забыты, а работы Фаворского живут. В его руках не только иллюстрации, но и вся книга целиком становилась произведением высокого искусства. Вот что он сам писал об искусстве гравюры:

— В гравюре все состоит из черных и белых пятен и штрихов. Даже серого в ней нет. Казалось бы, что такими средствами можно изобразить только зиму, снег, черные деревья без листьев и, может быть, еще ворон. Но это не так. Художник разными штрихами и разным соотношением черного и белого стремится изобразить все цвета, все, что он видит.

Белым штрихом на черном легко передать яркую молнию, блеск воды, мелькание освещенных листьев, блеск оружия и кольчуг. Легкими белыми штрихами можно передать туман, идущий от реки, и воздух, заслоняющий от нас далекие предметы. Передавая живые лучи солнца, их движение, перемешиваешь белые, и черные линии, и они как бы шевелятся. Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня, и плащ воина, и темно-красное знамя. И если приглядеться, то видишь, что черное и белое все время кажется разным: то тяжелым и грузным, то легким и воздушным…

Старые мастера работали в технике обрезной гравюры на дереве. Такая гравюра режется ножом и долотом на доске продольной распиловки. Используется клен, липа, груша, вишня и дуб. Полученный отпечаток имеет заметный след годичных колец.

К началу XVIII в. стали гравировать на досках, склеенных из кусков самшита или пальмового дерева поперечного распила. Этот вид ксилографии получил название торцовой гравюры. По такой доске легко движется резец в любом направлении, благодаря этому линии стали гибкими. Появилась возможность делать и сетки перекрещивающихся штрихов.

В технике торцовой гравюры работал Фаворский, работают большинство современных мастеров ксилографии. Но и обрезная гравюра иногда находит своих почитателей.

Линогравюра. В XX в. традиционные материалы, из которых изготавливали печатные формы для гравюр, заменяются новыми: дерево — пластиком, металл — оргстеклом и так далее…

Тогда-то и родилась линогравюра и с тех пор существует наравне с ксилографией.

Линогравюрой называется выпуклая гравюра на линолеуме (или на сходных с ним полимерно-пластических материалах), по технике выполнения близкая к ксилографии.

Специфические качества линогравюры &‐ резкие контрасты черного и белого цветов, сравнительная быстрота изготовления печатных форм (благодаря мягкости материала), возможность использовать большой размер листа. Среди мастеров, занимавшихся линогравюрой, такие всемирно известные художники, как Анри Матисс и Пабло Пикассо.

Широко известны чудесные пейзажи, выполненные в технике цветной линогравюры советским мастером графики Иваном Павловым, в том числе выполненная им серия «Старая Москва». Линогравюра имеет многих приверженцев и среди современных мастеров, которых привлекает в первую очередь декоративная броскость этой техники. Практически все мастера гравюры на дереве обращаются в своем творчестве и к линогравюре.

Попробуем себя в гравюре

Начинающему художнику советуем вначале заняться линогравюрой, для чего понадобятся:

- кусок старого линолеума на текстильной основе; для начала лучше небольшой, не больше тетрадного листа;

- резцы (рис. 15);

- тушь, типографская черная краска
(применяют и масляную краску, предварительно выдержав ее в течение суток на рыхлом картоне);

- бумага для печати (обычная писчая или любая другая сухая бумага, ватман);

- валик для накатки фотографий;

 - небольшой кусок толстого стекла или пластмассовая пластина (самый удобный размер 30х30 или 30х40 см).

Понадобятся также копировальная бумага, калька, деревянная дощечка для набивки линолеума, чайная ложечка или старая зубная щетка, заостренная деревянная, палочка или использованный стержень от шариковой ручки, кнопки, маленькие гвоздики.

Лучше все подготовить заранее, тогда в работе не будет спешки и суеты.

Напомним, что принцип выпуклой гравюры — линогравюры и ксилографии — состоит в том, что краска переходит на бумагу с выпуклых мест печатной формы, то есть с тех мест, где доска соприкасается с бумагой.

Линогравюра так же, как и гравюра на дереве, исполняется, как правило, в черно-белой манере. И чтобы лучше представить себе готовую гравюру, предварительный набросок-эскиз делается черной тушью.

Резец следует брать в руку так, чтобы линии получались от нажима большого пальца.

Толкать резец следует от себя, иначе можно порезаться. Если нужно изменить направление линии — поверните дощечку и продолжайте работу, толкая резец по-прежнему от себя.

Для удобства линолеум укрепляем мелкими гвоздиками на дощечке, чуть большей по размерам.

Выполняем тушью рисунок — эскиз будущей гравюры. Затем сверху рисунка накладываем кальку и обводим тушью контуры рисунка— это называется «снять кальку».

Линолеум покрывается копировальной бумагой (если поверхность линолеума не совсем ровная, ее необходимо отполировать наждачной бумагой или пемзой с водой). Сверху кладется калька рисунком вниз. Это делается для того, чтобы изображение на отпечатке не вышло «зеркальным».

Прикрепляем кальку вместе с копиркой к линолеуму кнопками (рис. 16, а). Проводим по линиям рисунка, как бы рисуя заново, заостренной палочкой или чистым стержнем от шариковой ручки. Это надо сделать особенно аккуратно, не пропустив ни одной линии.

Снимаем кальку и копировальную бумагу (рис. 16, б). Рисунок перешел на линолеум, но в перевернутом виде. Изображение зеркальное.

Закрашиваем тушью все, что в задуманном вами эстампе должно быть черным. И берем в руки резец. Всякая проведенная им бороздка будет в отпечатке белой линией, а углубленное место — белым пятном. Не спешите, лучше лишний раз остановиться и подумать, куда вести резец дальше. Еще раз напоминаем: резец надо толкать от себя (рис. 16,в). Линия изменила направление — поверните дощечку.

Только когда убедитесь, что гравюра вырезана верно — на поверхность линолеума перенесена каждая нужная линия (пятно), можно начинать печатать гравюру.

Краску наносим на валик для накатки фотографий и раскатываем ее — проводим несколько раз валиком по стеклу, пластмассовой дощечке или по глянцевой поверхности картонной папки. Это делается для того, чтобы краска легла на валик ровным слоем.

После того как краска равномерно распределилась по всей поверхности валика, легко проводим валиком по линолеуму. Затем еще и еще раз — в разных направлениях.

Но можно сделать проще — нанести краску или тушь на подготовленную поверхность линолеума с помощью тампона из мягкой тряпки. Этот прием подходит для маленькой пластины.

Теперь на поверхность со свеженанесенной краской кладем лист чистой бумаги, прожимаем рукой и протираем ложечкой или ручкой от зубной щетки. Протираем круговыми движениями, тщательно. Время от времени осторожно приподнимайте бумагу за уголок — хорошо ли пропечатался рисунок.

Снимаем бумагу. Там, где лист соприкасался с доской, получилось черное изображение. В местах, где протирка сделана не очень плотно, видны широкие штрихи.

Печатают гравюру не только на белой бумаге, но и на цветной. И краску используют не только черную. Можно, например, попробовать оттиснуть изображение сначала черной краской на белой бумаге, а затем голубой краской на золотой или серебряной бумаге.

Линогравюру, как и ксилографию, делают и в несколько красок, которые наносят тампонами на различные участки одной доски.

При другом, классическом, способе для каждого цвета режут отдельную доску. Печатают по очереди с каждой доски на один и тот же лист бумаги. Размер всех досок, конечно, одинаков по ширине, длине и толщине. И с эскиза кальку снимают отдельно для каждого цвета. Все это достаточно сложно. Так работают, достигнув определенной стадии мастерства.


 

Источник: iskussnica.ru

Поделиться