Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Виды личных печатей

Личные печати тюркских народов

Когда-то кочевники-тюрки словом «тугра» обозначали прижигаемый скоту отличительный знак, тавро Позднее, уже в Османской империи, тугрой, или тамгой, стали именовать и личную печать человека – будь то сам султан или простой писарь. Причем к имени добавляли сведения о предках, речения из Корана или хадисы.

С течением времени из хозяйственного клейма тугра превратилась в своего рода государственный герб (геральдический знак) и помещалась на всех рескриптах (фирманах) правителей, на купчих, юридических документах о праве собственности, на монетах, памятниках, на военных кораблях и т.п. В позднейшее время тугра помещалась на документах, удостоверяющих личность, например, на паспортах, почтовых марках и на гербовой бумаге, а также на ювелирных пробах.  

Интересно, что свои тугры были и у русских царей: специально для дипломатической переписки с восточными странами. Сохранились, к примеру, тугры Михаила Федоровича и Петра Великого. 

                   

Жалованная грамота, выданная царем Михаилом    Романовым в 1624 году, и хранящаяся сегодня в музее Пафнутьевского монастыря в подмосковном городе Боровске. В начале грамоты мы огромная роскошная и сложная тугра.

                              

Лист турецкого султана Амурата  IV царю Михаилу Федоровичу Романову. Наверху листа - султанская тугра, написанная золотом.

Композиция тугры строится по следующему принципу: первые буквы имени всегда выделяются, их легко можно прочесть, они составляют основу каллиграфической подписи, из которой вырастают строго вверх многочисленные ветви, а вертикали справа перехватывают плавные крупные петли. Чем выше растянуты вертикали, тем сложнее они для прочтения. Иногда в одной композиции тугры в сочетании с подписью появляются каллиграфически выписанные аййаты из Корана. Сам процесс написания нередко сопровождался молитвами.

 

 

 

 

 

Тугра Махмуда II, элементы показаны в порядке выписывания;  цветом указано их значение по словам: «Махмуд хан, сын Абд ал-Хамида, победоносный навеки» 

Тугра составлялась таким образом, чтобы ее не возможно было подделать. Именно по этой причине, подписи сложно читать, а иногда буквы настолько переплетены и каллиграфически модифицированы, что прочесть их в состоянии только настоящий эксперт. 

Тугра, совсем не похожа ни на европейский герб, ни на книжный знак – экслибрис. Все дело в особых свойствах арабского языка, даже, точнее говоря, графики арабского языка. Он позволяет превратить слово в корабль с парусами, в минарет или мечеть, в птицу.

 

 

 

Личная тугра у Наджип Наккаш, ученого-филолога и каллиграфа из Казани – нежный голубь в полете. А у народного артиста Татарстана Мингула Галиева имя написано как скрипичный ключ. У журналиста Дамира Гарифуллина – как лебедь.

Конечно, вовсе не обязательно давать тугре определенный и узнаваемый изобразительный силуэт. Динамика букв, сочетание нажима и пауз, льющихся линий и точек – все это сугубо графические средства, с помощью которых можно дать своего рода каллиграфический портрет человека. Портрет, естественно, не в европейском смысле, но в соответствии с мусульманской строгой традицией, на языке арабского правописания.

Европейские языки такой гибкостью не обладают, поэтому и в гербе, и в экслибрисе необходимы реалистичные картинки, а тексты их лишь могут дополнить. В тугре язык самоценен и изобразителен одновременно.

Первая тугра — тугра Орхана I (1326)

  

Самая знаменитая тугра Сулеймана Великолепного 1520-1566 гг. 

 

Обсудить в блоге.

Посмотреть другие примеры тугр вы можете в разделе "Коллекции"
 


Поделиться