Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Печати знаменитостей

Владимир Высоцкий в экслибрисах

Уверен, что большинство читателей даже не подозревают, что количество экслибрисов, посвященных Владимиру Высоцкому, уже давно исчисляется многими сотнями. В каталоге "Экслибрисы, посвященные В.С.Высоцкому", изданном в 2000 году в Москве (издательство "Вагант"), собраны изображения 575 книжных знаков, и это далеко не все. Скажем, даже в моем скромном собрании есть экземпляры, не известные составителю каталога, а ведь я храню только те экслибрисы, что присылают мне коллеги из других городов и стран, и специально поиском книжных знаков не занимаюсь (нельзя объять необъятное). 

Первые экслибрисы, посвященные Высоцкому, появились в самом начале 1980-х годов. Хочется отметить оригинальные работы петербуржца В. Глебовича, выполненные в технике офсета. В 1988 году, когда отмечалось пятидесятилетие со дня рождения Высоцкого, таких книжных знаков было уже несколько десятков. Кстати, именно тогда художник А. Шибанов из Магнитогорска создал по заказу нижегородского Клуба любителей экслибриса книжный знак для Марины Влади, несколько экземпляров которого волжане отправили во Францию вдове поэта. 

Тогда же московский художник Е. Касперский создал технике штриховой цинкографии экслибрис, предназначенный для книг из библиотеки Высоцкого. Естественно, наклевать его на книги, хранящиеся в кабинете Высоцкого, никто не собирался, но работа получилась, на мой взгляд, интересной. 

В 1975 году художник В. Шпигов из Выборга сделал два экслибриса для Владимира Высоцкого. Они выполнены в технике линогравюры и различаются лишь размерами. "Есть основания полагать, что знак этот был известен владельцу", – сообщала московская газета "Книжное обозрение". Владельцы обычно знают свои экслибрисы, с этим не поспоришь... Вот только доказательств того, что Высоцкий им действительно владел, пока нет. Известно, однако, другое: один из экземпляров находился в собрании артиста московского театра имени Маяковского Б. Тенина, экспонировался на различных выставках и воспроизведен в "Каталоге выставки книжных знаков из собрания народного артиста СССР Б.М.Тенина". 

В.Альбертин, один из крупнейших коллекционеров экслибрисов, посвященных Высоцкому, в составленном им каталоге экслибрисов (он упомянут выше) поместил изображение еще одного экслибриса, выполненного для Высоцкого. Это работа А. Буренко из украинского города Прилуки, создавшего свою линогравюру в 1980 г. Не могу, однако, сказать с уверенностью, был ли этот экслибрис действительно вручен Высоцкому, или украинский мастер выполнил его просто для себя.

  Существует еще один экслибрис Высоцкого, и про него можно с уверенностью сказать, что Высоцкий знал о его существовании. Н. Кошелева, встречавшаяся с Высоцким в марте 1968 года, когда тот приезжал в Магадан, вспоминала, что весной 1980-го Высоцкий виделся с ее мужем. "Виктор (муж Н.Кошелевой, – М.Ц.) при нем сделал карандашный набросок его экслибриса".  

Как известно, практически нет специальности, о которой в поэзии Высоцкого не нашлось хотя бы нескольких строчек. Любители поэзии Высоцкого, заказывающие себе книжные знаки, частенько вспоминают об этом. Мариупольский художник А.Сивак изобразил Высоцкого на фоне языков пламени – это книжный знак для пожарного, ассоциация с песней "Пожары над страной...". А черниговец В.Леоненко выполнил заказ связиста – портрет Высоцкого на фоне телефонного диска ("я хватаюсь за диск телефона, я набираю вечное ноль семь").

Не все работы удачны, встречается много откровенной халтуры. За изготовление экслибрисов памяти Высоцкого зачастую берутся художники-самоучки, у которых начисто отсутствует самокритика. 
В советские времена я довольно много поездил по стране и заметил любопытное обстоятельство: Ленин на портретах, в обязательном порядке висевших в каждом городе и селе Советского Союза, был частенько похож на представителя коренного населения. Без всякой карты, по одному только взгляду на портрет вождя, можно было понять, находишься ты в Туркмении или Армении... Тоже самоучки малевали. Но то хоть по приказу делалось, а вот что позволило, скажем, С.Кульмешкенову (Акмола, Казахстан), А.Карсоне (Екабпилс, Латвия) или Л.Никитину (Макеевка, Украина) считать, что они действительно изобразили Высоцкого, а не просто дядю с гитарой, – ума не приложу. 

Понятно, что книжные знаки, посвященные Высоцкому, заказывают себе, как правило, не просто любители книги или даже поэзии, а знатоки творчества Высоцкого, для которых он – поэт в своем роде единственный. Такие знаки теперь есть не только у россиян, например, – у поэтессы Т. Куриловой из Калмыкии, санкт-петербургского коллекционера С. Власюка, популяризатора поэзии Высоцкого архангелогородца В.Попова, – но в ближнем и дальнем зарубежье: у организатора музея Высоцкого в польском городе Кошалине М. Зимной, коллекционерки С. Никитиной из Беларуси, украинских знатоков творчества Высоцкого А. Гордийчука и Е. Ромашкиной. (Кстати, изображений перечисленных экслибрисов в упомянутом "Каталоге" нет, они репродуцируются впервые.) 

Книжные знаки с изображением Высоцкого давно стали объектами коллекционирования. Широко известны коллекции С. Альбертина из Очакова и С. Дёмина из Дегтярска Свердловской области. Собрание каждого насчитывает сотни экземпляров, причем много десятков художники выполняли лично для них. 

Один из крупнейших коллекционеров и знатоков экслибрисов, посвященных Высоцкому, сообщает в журнале "Полиграфист и издатель", что в настоящее время, по самым скромным подсчетам коллекционеров, их насчитывается около 750. "Непревзойденным рекордсменом по количеству таких экслибрисов считается Анатолий Емельянович Ечкало (Торез), который сделал более двухсот миниатюр". 

Выставка экслибрисов, устроенная С.Дёминым в городе Ревда Свердловской области, получила совершенно неожиданную известность. О ней писала не только городская газета "Ревдинский рабочий", но и столичные "Известия", причем на первой полосе! Думается, что именно тогда основная читательская масса впервые узнала о таком необычном виде коллекционирования. 

Экслибрисы, посвященные Высоцкому, экспонировались на нескольких выставках. Самые первые из них состоялись в январе 1988 года в Вильнюсе, Горьком и подмосковном Ступине. Через год, в январе 1989 года, прошла выставка в сибирском городе Асине. "Ее подготовил энтузиаст-коллекционер Геннадий Иванович Игнатов... В ней приняли участие более тридцати художников из двадцати городов страны", – отмечала томская газета "Красное знамя" в выпуске от 29 апреля 1989 г. 

В последние годы количество экслибрисов, посвященных Высоцкому, поубавилось. Причина простая: художники не хотят работать "за бесплатно", а у любителей не всегда хватает денег на новые заказы. И все-таки хочется надеяться, что нам еще предстоит увидеть новые талантливые работы, посвященные светлой памяти Владимира Семёновича Высоцкого.

автор: Марк Цыбульский 

Примеры экслибрисов, посвященных Владимиру Высоцкому, можно посмотреть в разделе "Коллекции"


 

Источник: v-vysotsky.narod.ru

Поделиться