Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Коллекции

Экслибрисы Феликса Кидера

 Экслибрис – (лат. ex libris – из книг)
– книжный знак, бумажный ярлык,
указывающий на принадлежность книги
тому или иному владельцу, библиотечному собранию.

Признание талантливости и гениальности – понятие эфемерное. Сегодня ты в фаворе у судьбы и почитателей, а завтра нет. И только истинно талантливых и гениальных время, пожалуй, щадит, не оставляя в забвении, заставляя вновь и вновь восхищаться их работами, фантастическим талантом и мастерством.

Вот и херсонцам есть чем гордиться. Имя художника Феликса Кидера (1938 – 2003) знакомо не только нам. Известен он далеко за пределами Украины. В свое время Феликс Ихильевич довольно-таки много путешествовал, участвовал в различных выставках, биеннале, выставлялся не только в Украине, но и за рубежом. Особенно плодотворны в этом отношении были последние годы его жизни (1999 – 2003). В июне этого года исполнится 10 лет со дня его смерти, а в сентябре – 75 лет со дня рождения. Бесконечно жаль, что такой малый срок был отпущен этому замечательному мастеру кисти и резца.

Талант Кидера удивительно многогранен. Ученику знаменитых В.Д.Ермилова и Б.В.Косарева, выпускнику Харьковского худпрома под силу была и станковая живопись, и графика, и скульптура малых форм. Достаточно увидеть его работы один раз, чтобы очароваться, влюбиться, и уже не спутать ни с какими другими. Очень трудно в двух-трех словах передать то многообразие ощущений, эмоций, оттенков чувств, возникающих после знакомства с творчеством Феликса Кидера. Диапазон его творческих интересов фантастически универсален. Он известен как живописец, как блестящий график и как мастер декоративной пластики малых форм. Сюжетно и тематически многие произведения Феликса Кидера, так или иначе, связаны с Херсонщиной, ее историческим прошлым и современностью, ее людьми. А уж если говорить о многообразии способов передачи образно-пластических решений его работ, то критики дружно отмечают «бесконечную текучесть», «космизм», разнообразие форм, а также новаторство его художественных приемов.

 В настоящее время часть работ Феликса Ихильевича хранится в Херсонском художественном музее, Одесском Доме-Музее имени Н.К.Рериха, Луганском областном художественном музее, Херсонской научной библиотеке и во множестве частных собраний у коллекционеров. 

Блестяще владея техникой офорта, Феликс Кидер сформировал свою яркую, самобытную манеру гравирования, травления, печати. Более двадцати лет офорт был его излюбленным приемом. Широко применял он его в работе с книжными знаками. Именно в экслибрисе он успел наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал. Его экслибрисы поражают самобытностью, глубоким осмыслением темы, чувственным восприятием прекрасного и тематическим разнообразием. Можно условно систематизировать тематику книжных ярлыков, выполненных Феликсом Кидером, разбив ее хронологически на разные комплексы. Херсонская исследовательница творчества художника Н.В.Постолова определила несколько тематических циклов у автора: «Экслибрисы с афоризмами», серия «Времена года», «Образ лошади как пример природной грации», «Мифология», «Библия», «Образ Ангела как авторская позиция художника», «Граммофонные пластинки». Некоторые из экслибрисов имеют названия.

Библиотечная коллекция книжных знаков насчитывает 13 экслибрисов, созданных Кидером на протяжении 1986 – 2000 гг. Практически все они выполнены в технике офорта. А если говорить о тематической направленности имеющихся у нас работ, то можно отметить, что половина из них относится к циклу «Образ Ангела…». Условный герой книжных знаков (ангел) изображается художником с солнцеподобной головой, обрамленной прядями коротких волос. Удлиненный разрез глаз придает некоторую метафизичность образу. Созданные персонажи выражают широкий спектр чувств – от спокойствия и умиротворенности до состояния творческого полета и вдохновения.

Экслибрис И. Барах, офорт, 76 х 92 (1998)
Экслибрис хорошей знакомой художника – Ирины Барах, коллекционера и предпринимательницы, называется «Играющие ангелы». Символизирует он радость творчества. В основе композиции два летящих ангела, играющих на флейтах. Изображение маленькой птички гармонично дополняет композицию и вносит определенный оптимистичный, добрый и светлый настрой.

Экслибрис А. Быкова, офорт, 75 х 95 (1999)
Атмосфера возвышенных чувств, света и добра передана в экслибрисе для однокашника Кидера по художественному училищу Анатолия Быкова «Земная любовь». Изображение двух сплетенных тел одновременно эротично и целомудренно. Множество порхающих маленьких ангелов усиливают поэтичность созданных образов.

 

Экслибрис А. Вольфа, офорт, иврит, 62 х 60 (1999)
Так персонаж экслибриса «Ангел, трубящий в шофар» для бывшего Главного Раввина Херсона и области, а теперь Главного Раввина Одессы и юга Украины Аврума Вольфа выражает состояние умиротворенности, покоя, блаженной созерцательности. Развернутые свитки Торы олицетворяют духовные плоды человеческой мудрости.

Экслибрис Ю. П. Шепелева, офорт, 102 х 79 (1999)
Радость полноты бытия обыграна в книжном знаке «Над степью» для херсонца Юрия Петровича Шепелева. В сюжете опять присутствует образ ангела. Три летящих ангела, играющих на скрипке, удивительно добры и позитивны. Динамичные образы создают атмосферу творческого полета, атмосферу безбрежного и безграничного пространства.

 

Экслибрис В. Г. Чупрыны, офорт, 110 х 110 (2000)
Книжный знак для народного художника Украины Владимира Григорьевича Чупрыны «Художник и его муза» содержит портрет самого владельца знака – дружеский шарж, дополненный фигуркой ангела-музы. И бокал в руке живописца, и венок на голове музы, и едва заметное изображение фанфары над головой символизируют достижения и успехи в области культуры.

Экслибрис Ж.-Ф. Шоссена, офорт, 97 х 130 (2000)
Радостный и жизнеутверждающий образ ангела со свирелью в книжном ярлыке для французского экслибрисиста Ж.-Ф. Шоссена «Блаженство». Фигура лежащей девушки излучает безмятежное спокойствие и отрешенность от житейской суеты.



 

Несколько иная тематическая окраска у ряда других книжных знаков, представленных в коллекции. Здесь обыграны и литературные, и мифологические сюжеты, а также работы, посвященные изящной эротике.
 

Экслибрис В. Левита, офорт, 112 x 60 (1986)
В книжном ярлыке для книголюба из Израиля Владимира Левита образно раскрыта символика стиха Гийома Аполлинера «Мышь» из цикла «Бестиарий». На верхней ступени «лестнице жизни», подобной библейской лестнице Иакова, сидит мышь. Поднимающиеся к ней, но так и не достигшие верха, раскрытые книги символизируют поздно пришедшее понимание смысла жизни. Композиционно завершает сюжет текстовая часть, расположенная вверху.

Экслибрис Ю. Н. Бардачева, офорт, 9 х 74 (1999)
Графически выразителен ироничный образ Архимеда в офорте «Эврика» для херсонца, академика Юрия Николаевича Бардачева. Ученый сидит в тазу, наполненном водой, и восклицает: «Эврика!». Изображение стилизовано до линейного рисунка. Несмотря на свою лаконичность, экслибрис получился достаточно выразительным и экспрессивным.

 

Экслибрис А. Н. Бурлакова, офорт, 72 х 134 (1999)
Принцип образной выразительности, графической четкости и лаконичности прослеживается также в книжном знаке для киевского коллекционера А. Н. Бурлакова «Бурлак». На ярлыке изображен мужичок, тянущий баржу с книгами. Сова, как символ мудрости, композиционно завершает сюжет.

 

Экслибрис Д. Фишмана, офорт, 58 х 99 (2000)
Позитивный и светлый образ русалки, читающей на дне морском в окружении рыбок, обыгран в книжном знаке для бизнесмена из США, коллекционера Джозефа Фишмана.

 

Экслибрис Ж.-Ф. Шоссена, офорт, 70 х 60 (2000)
Второй экслибрис для друга из Франции – коллекционера-экслибрисиста
Ж.-Ф. Шоссена «За дверью» полон экспрессивной чувственности, пронизан эротизмом, соблазнительной и завораживающей пластикой любви. В замочной скважине изображена пара влюбленных во время любовного акта.

 

Экслибрис М. В. Підмогильного, офорт, 85 х 78 (2001)
Выразительными графическими средствами передан метафорический образ короля на книжном знаке «4 карты» для почетного гражданина Киева Николая Васильевича Подмогильного. Аллегорический образ энергичного всадника со свернутым свитком под мышкой символизирует успешность и удачливость в разных сферах деятельности, быстрый деловой рост. А корона на голове – удачливость и высокие достижения в жизни.

 

Экслибрис Т. Тупкало, офорт, 47 х 40 (2001)
Извечный сюжет грехопадения человечества, один из самых распространенных ветхозаветных сюжетов в искусстве, нашел свое отражение в экслибрисе «Искушение» для Т. Тупкало. Художник со свойственной ему манерой запечатлевать действие по кругу, заключил действие сюжета в пространство круга. В данном случае – яблоко. В надкушенном яблоке видны обнявшиеся фигурки Адама и Евы. В виде черенка яблока изображен улыбающийся змей-искуситель. Экслибрис графически лаконичен, но психологически эмоционален и динамичен.


Даже на примере такого небольшого количества представленных здесь книжных знаков можно судить о мастерстве и безграничном творческом потенциале художника. В его экслибрисах нашел отражение целый мир чувств и мыслей, раскрытый посредством художественных образов. Мы восхищаемся творчеством Ф. Кидера и не забываем его.

Источник: http://museum.lib.kherson.ua/ru-ekslibrisi-feliksa-kidera-z-bibliotechnoi-kolektsii.htm

a target="_blank" href="http://www.tvoyapechat.ru/ekslibrisy/"


Поделиться