Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Коллекции

Экслибрисы художников "Мир Искусства"

Конец XIX - начало XX века - время возрождения в России искусства книжного знака, как отрасли графики. Именно в это время была окончательно найдена новая форма экслибриса. В противовес геральдической и, связанной с ней традициями деланно театрального, декламационного знака художников второй половины XIX века, новая форма была свободной. Свободной от подражания английским мастерам, от модной карикатурности, от горделивых геральдических правил. Решающую роль в становлении современного экслибриса сыграли виртуозные художники конца XIX – начала ХХ века, сплотившиеся вокруг, знаменитого в ту пору, журнала "Мир искусства". Поэтому по праву говорят об экслибрисах мирискусников, как о целой эпохе в истории русского книжного знака.

Художники экслибриса. 

Своеобразную форму книжного знака, решенного как виньетка, впервые применил Л.С.Бакст. Единственный экслибрис его работы как нельзя более соответствует впечатлению "книжности", благодаря изяществу графики, тонкой прорисовке инициалов, помещенных в открытой нотной тетради на фортепиано, и растительного орнамента. Расцвет русской книжной графики в конце XIX - начале XX века был обеспечен мастерами объединения "Мир искусства".

Книга стала произведением искусства, в котором все детали - иллюстрации, обложка, заглавный лист, заставки, концовки - подчинились единому замыслу мастера. В развитии книжной культуры того периода значительную роль сыграли также экслибрисы и издательские марки. Эти малые формы графики, очень полно представленные в собраниях Отдела эстампов, были любимы мастерами "Мира искусства",воплотившими в них свои художественные идеалы.
В конце XIX века традиционный гербовый экслибрис пришел в упадок. Новый экслибрис должен был окончательно отпочковаться от геральдики и выражать идеи в приемах символико-афористической графической миниатюры.

Среди художников "Мира искусства" одним из первых обратился к экслибрису Е.Е.Лансере. В ранних его произведениях ощущается влияние иностранных мастеров, которое сказывается в уравновешенности композиции, сложном растительном орнаменте, силуэтности изображения. Так, книжный знак Д.В.Философова говорит о воздействии английской графики. Знак торговца антикварного книгами В.И.Клочкова более оригинален.

 

Свободная ассоциативная форма экслибриса привлекала в искусство книжного знака не только графиков, но и живописцев. Одним из них стал О.Э.Браз. Созданный им экслибрис А.И.Аничкова построен на композиционно точном сочетании силуэтов и линий, он выразителен и лаконичен.

Книжные знаки работы Добужинского более тяжеловесны, они имеют силуэтное построение и декоративную рамку. Характерен экслибрис Ф.Ф.Нотгафта , позднее произведение художника.

 

А.Н.Бенуа в своем творчестве развил еще одну новую форму книжного знака. Это "подарочный" экслибрис, более крупный по размерам и несколько усложненный повествовательными моментами. Так, книжный знак А.К.Сомова являет собой скорее виртуозно-легкую иллюстрацию большого размера, дополненную обязательным для экслибриса текстом.

 

Экслибрисы художника Е.С.Кругликовой отличаются разнообразием техники. Иногда они напоминают произведения станковой графики: экслибрис М.А.Пазухиной словно вовлекает зрителя в уютный домашний мир. Совершенно иной характер у силуэтного знака Е.Шохор-Троцкой , его динамичная композиция построена на контрастах света и тени, он декорирован простым орнаментом.

 

Работавшая в технике ксилографии А.П.Остроумова-Лебедева нередко создавала образы, посвященные архитектуре Санкт-Петербурга: ясные, несколько холодноватые, но удивительно гармоничные - таков экслибрис З.Е.Морозовой .

 

Интересной стилизацией, характерной для творчества мирискусников в целом, является книжный знак С.Н.Кознакова . Он выполнен в цвете, как и выразительный экслибрис С.В.Лебедева , варьирующий природные мотивы.

В раннем произведении Б.М.Кустодиева - экслибрисе Р.И.Нотгафта - не только изобразительный мотив и декорировка растительным орнаментом, но и общее художественное решение близки мирискусническим трактовкам.

 

В дальнейшем работы Кустодиева усложнились по композиции, увеличились по размерам и стали напоминать книжные заставки. Особняком стоит книжный знак издателя В.И.Анисимова , в котором мастерски вписанная в пространство человеческая фигура органично сочетается с изображением стопок книг, образующих декоративную рамку.

Наиболее заметной фигурой позднего поколения мирискусников стал Д.И.Митрохин. Ранние его экслибрисы - например, Л.И.Жевержеева, - несут на себе следы воздействия Сомова, Бенуа, Добужинского. Сюжеты их близки произведениям мирискусников: раскрытые книги, письменные принадлежности или россыпи цветов и букетов, вписанные в прямоугольную рамку. В зрелый период творчества экслибрисы Митрохина усложняются по композиции: у них несимметричная, фрагментарная компановка, смещенный по отношению к центру текст. В то же время в экслибрисах М.М.Соколовской и В.Д.Замирайло еще сильны мирискуснические традиции, что ощущается и в сюжетных мотивах, и в изящности исполнения. В некоторых книжных знаках Митрохин основное внимание уделяет шрифту - форме, размеру и стилистике букв: таков экслибрис Б.М.Цымковского.

 

Превосходный график С.В.Чехонин начинал свое творчество с книжных знаков, созданных также в духе мирискусников. Его ранние экслибрисы - это мастерские стилизации с усложненной композицией и многообразием декоративных элементов, с пышным растительным орнаментом из цветов и трав. Книжные знаки Ф.И.Седенко-Витязева и Э.Ф.Голлербаха , композиционно сходные с работами Митрохина, гармоничны и выразительны.

 

 

Экслибрисы Л.С.Вычегжаниной и М.М.Соколовской представляют уже новую фазу развития творчества художника. Первый из них лаконичен, ему присуща тонкая гармонизация света, нарядность, безукоризненная строгость рисунка. В книжном знаке Соколовской смысловую основу композиции составляет изящный растительный орнамент, легко узнаваемые "чехонинские" цветы и листья.

Окончательный отход от мирискуснических традиций совершился тогда, когда Чехонин, встав на путь авангарда, начал создавать советскую эмблематику, и стиль художника превратился из камерного в публицистичный. Главную роль в творчестве стали играть строгий геометрический декор, выразительные деформации, динамичное построение. Новые черты демонстрирует экспрессивный экслибрис Музея революции.


Трудно переоценить влияние на книжный знак мастеров "Мира искусства". Они впервые подняли его на ступень высокого графического искусства, возвысили над ремесленным уровнем. Новые, свободные по форме экслибрисы мирискусников находились на уровне лучших достижений современной им мировой графики.

 

 


Поделиться