Авторизация

Логин

Пароль (забыли пароль?)

на главнуюнаписать письмокарта сайта
Liveinternet
Facebook
ВКонтакте


Библиотека

Издания об экслибрисах

1. Книжные знаки Георгия Нарбута

Автор: В. К. Охочинский 
Год издания – 1924 год
Город издания - Ленинград
Количество страниц
- 18
Тираж - 500 экз. 

 

 

О книге. Георгий Иванович Нарбут - выдающийся художник график, творец стальной «нарбутовской»  линии, создатель многочисленных видов выработанного им шрифта, автор удачных проникновенных обложек, заставок и концовок для самых разнообразных изданий, тонкий стилист, чудесно переносящийся то в Александровский ампир, то в героически рыцарскую эпоху или волшебный мир сказок и басен и, наконец, талантливый геральдик, красноречиво возродивший своими эффектными комбинациями и вариациями гербовых эмблем и символов, казалось бы, отжитое искусство, был также и мастером книжного знака, чутко постигнувшим все назначение экслибриса, как своего рода «охранной грамоты», долженствующей украсить всякую книгу с одной стороны, и рельефно охарактеризовать личность владельца и состав его библиотеки - с другой. Настоящая брошюра знакомит читателя с творчеством Нарбута, некоторыми моментами жизни и с деталями его работ.

Иллюстрации.

   

 

2. Книжные знаки Владимира Изенберга

 

Автор: В. К. Охочинский 
Год издания – 1923 год
Город издания - Ленинград
Количество страниц
- 18
Тираж - 500 экз. 

 

О книге. Отпечатано в типо-литографии "Транспечати" НКПС. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая.
Брошюра знакомит читателя с безукоризненно стильными и грамотными книжными знаками художника графика Вл.Изенберга (1895-1969), наглядно выдающими полное отречение от свойственного многим русским экслибрисам диллетантизма. Всего 10 экслибрисов.

Иллюстрации.

  

3. Экслибрисы и штемпели частных коллекций в фондах Исторической библиотеки

Автор: В. К. Охочинский 
Год издания – 2001 год
Город издания - Москва
Количество страниц - 118
Тираж - не указан

 

 

О книге. В отличие от сложившейся традиции издания каталогов экслибрисов в этом справочнике акцент сделан не на искусстве книжного знака и его авторе - художнике. В центре внимания - владелец библиотеки, его биография, характер и судьба его коллекции, путь которым книги из данного собрания попали в историческую библиотеку. На титульном листе оттис штампа библиотеки Льва Шпринца.

4. Орлы и львы соединились... Геральдическое художество в книге

Издательство: Государственный Эрмитаж
Год издания – 2006 год
Город издания - Санкт-Петербург
Количество страниц - 240
Тираж - 1000 экз.

 

 

О книге. Безусловно, с книгой ассоциируются и гербовые или геральдические экслибрисы и суперэкслибрисы, которые изначально и до второй половины XIX в. превалировали и лишь в новейшее время стали уступать место художественным экслибрисам, текстовым ярлыкам и штемпелям.
В предыдущие годы Эрмитаж уже обращался к теме "геральдика и книга". Научной библиотекой музея были подготовлены выставки, посвященные экслибрисам, в том числе гербовым и геральдическим, и собственно геральдическим книгам. Последняя из названных выставок была приурочена к проведению в Санкт-Петербурге XIV коллоквиума Международной Академии геральдики (Геральдическая книга в Эрмитаже. СПБ., 2005).
Настоящая выставка продолжает эту тему. Она посвящена геральдическому художеству в книге, использованию изображений гербов и геральдических мотивов для украшения книг. Включает она и некоторое количество собственно геральдических книг.

Иллюстрации.

 

 

5. Книжные знаки и семья Романовых

Автор: В.В. Худолей
Издательство – Золотой век
Год издания - 2003 год
Количество страниц - 240
Тираж - 1000 экз.

 

 

О книге. Книга представляет собой первое монографическое издание, посвященное "царским" книжным знакам. Описано свыше 470 экслибрисов (в том числе чрезвычайно редких и малоизвестных), выполненных на имя 89 членов семьи Романовых, а также их дворцовым и усадебным библиотекам. В книге более 70 репродукций экслибрисов, большая часть которых воспроизведена впервые. Представлена история создания и характеристики экслибрисных коллекций по этой теме.

Книга снабжена обширными комментариями, указателями владельцев книжных знаков и их собирателей, а также в ней намечены пути дальнейших поисков Романовских экслибрисов. Имеется резюме, написанное на английском языке.

6. Октябрь. Родина. Мир. Экслибрисы советских художников

Автор: Яков Бейлинсон
Издательство – Изобразительное искусство
Год издания - 1987 год
Количество страниц - 336
Тираж - 15000 экз.

 

 

О книге. Советский экслибрис тематически многообразен. В нем широко представлены темы Великого Октября, истории первого в мире социалистического государства, вдохновенного труда и боевых подвигов советских людей, борьбы за мир и прогресс.
Новое содержание властно входит в искусство экслибриса с первых же послеоктябрьских лет. Революционное обновление страны, тяга народа к знанию, мир нового человека, хозяина своей земли, своей Советской Родины,- для воплощения этих тем в небольших по размеру графических листах художники находят яркие, принципиально новые сюжетно-композиционные решения. Глубокий смысл ленинских слов: "Книга - огромная сила" - определяет идейно-художественное содержание советского экслибриса с самого начала его развития.

7. Книжная Москва в экслибрисе

Автор: Яков Бейлинсон
Издательство – Книга
Год издания - 1985 год
Количество страниц - 334
Тираж - 7000 экз.

 

 

О книге.  Первую половину книги составляет обширный очерк, посвященный истории московского экслибриса. Во вторую часть книги вошел альбом - коллекция книжных знаков, сюжеты которых повествуют о нашей столице, ее библиотеках и истинных рыцарях книги.
Эти графические миниатюры словно вливаются в многоголосую песнь советского искусства о великом городе мира и счастья людей.

8. «Их прославил экслибрис. Книга первая»

Автор: Виталий Бакуменко
Тираж - 500 экз.

 

 

 

 

О книге. Под одной обложкой собраны 30 очерков, опубликованных автором в журнале «Юность» в 2004-2008 годах. Как сказано в аннотации, очерки посвящены «известным мастерам искусства экслибриса, которые внесли весомый вклад в этот жанр графики малых форм». Издание украсили 156 экслибрисов, среди которых немало настоящих шедевров.

9. Экслибрисы XIX - начала XX века (комплект из 20 листов)

Год издания - 1890 год
Количество страниц - 20

 


 

 

 

О книге. Экслибрисы XIX - начала XX вв. Экслибрисы наклеены на основу из плотной бумаги. Размеры основы: 27 х 18 см
Иллюстрации. 


10. Экслибрисы XIX - начала XX века (комплект из 20 листов)

Автор: Р. Фрейман 

Издательство – Время
Год издания - 1922 год 
Количество страниц
- 56
Тираж - 1000 экз. 

 

 

 

О книге. Издание имеет коллекционную ценность! С иллюстрациями. Обложка, концовки, заставки и марка работы художника С.В.Чехонина (1878-1936) – участника объединения «Мир искусства». Книга дополнена одиннадцатью экслибрисами русских и европейских мастеров. Страницы настоящей работы не претендуют на восполнение какого-либо пробела в серьезной русской литературе по книжному знаку; заправские коллекционеры Exlibris ничего нового в них не найдут; цель их иная; они хотят лишь возбудить в широкой русской читающей публике интерес к этим скромным образчикам художественного творчества и вкратце осведомить ее о главнейшем, что было создано в этой области у нас и заграницей. Автор строит повествование в виде увлекательной экскурсии и знакомит читателя с интереснейшей историей книжного знака в разных странах, среди которых Германия, Англия, Франция, Россия и другие страны.

11. Schweizerische Blatter Ex libris- Sammler. Jahrgang 1904

 

Издательство – Fritz Amberger vorm. David Burkli 
Год издания - 1904 год
Количество страниц - 150

 

 

 

О книге. Иллюстрированное издание на немецком и французском языках. Выпуск 3. Издатель - Emanuel Stickelberger. Для собирателей экслибрисов. Из библиотеки дореволюционного известного коллекционера М. Ария. Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

12. Книжные знаки Сергея Грузенберга 

  
Издательство - Художественная печать
Год издания  - 1924 год
Количество страниц
- 56
Тираж - 1200 экз. 

 

 

 

 

О книге. Прижизненное издание. Книга содержит 21 иллюстрацию-наклейку с изображениями книжных знаков. 
Сергей Николаевич Грузенберг (1888-1934) - прирожденный график, и скорее "каллиграф", чем "контрастник". Его основным орудием всегда оставалась линия, отчетливая, тонкая, безукоризненно красивая, в его работах преобладали разнообразнейшие декоративные мотивы, рожденные причудивой фантазией талантливого мастера. 
Настоящее издание посвящено книжным знакам (экслибрисам), выполненным Сергеем Грузенбергом, в каждой из которых виден подлинный графический талант художника, занимающего у нас по характеру работ место рядом с такими графиками, как Бакст, Лансере и Митрохин. Исполненные художником экслибрисы отличают особенная декоративность, красота, изящество и неповторимый стиль.
 

 13. Запретный плод. Эротика в экслибрисе.

Составители: Е.И.Петрова, К.В.Худолей.

Переводчик: Рубинова Е.
Редактор: Соколинская А., Либерова Е. А., Петров В. В.
Издательство: Ломоносовъ, 2010 г.
Издание на русском и английском языках.
Жанр: Коллекции живописи, Литература на английском языке и др.
Страниц: 208 (Мелованная)


 

 

О книге. Эротика - жанр, требующий деликатности и высокого художественного вкуса не только от художника, но и от коллекционера. Именно эти качества отличали Вениамина Худолея, чье собрание включает 1327 эротических книжных знаков. Из них для настоящего издания отобрано более ста пятидесяти. В книгу вошли также статьи Вениамина Худолея "Эротика в экслибрисе" и доктора искусствоведения Дмитрия Северюхина "От поцелуя до "Камасутры"".
Экслибрис - слово, образованное от латинского "exlibris", что означает "из книг". Экслибрис - это ярлык, книжный знак, который наклеивали на внутреннюю сторону книжного переплета. Вениамин Худолей, ученый, библиограф и коллекционер графики. Книга "Запретный плод. Эротика в экслибрисе" посвящена его коллекции эротических книжных знаков. В книгу вошла статья Вениамина Худолея "Эротика в экслибрисе".
 

14. Экслибрисы и штемпели на книгах Научной библиотеки РГГУ 

 

Авт-сост. Е.В. Пчелов.

Москва, 2010. 

Количество страниц - 440 с., иллюстрации

 

 

 

О книге. Настоящее издание посвящено экслибрисам владельцев личных библиотек, а также библиотек учреждений и организаций на книгах, хранящихся в собрании Научной библиотеки РГГУ. Приведены биографические сведения о владельцах экслибрисов, информация об их книжных собраниях, о художниках книжных знаков, опубликованы изображения экслибрисов. Представлена галерея выдающихся деятелей отечественной истории и культуры, чьи книги вошли в фонд Научной библиотеки РГГУ.

 

15. Книжные знаки в фондах НГОУНБ им. В.И. Ленина: Ч.1: Суперэкслибрис: каталог

 

Cост. Г. А. Ушакова

Н. Новгород: РИО НГОУНБ, 2009

Количество страниц - 111 с.

 

 

О книге. Настоящий каталог является результатом многолетней работы по изучению фондов Областной библиотеки. Эта первая часть проекта описания книжных знаков (суперэкслибрисов, экслибрисов, штемпелей) посвящена суперэкслибрисам, т.е. экслибрисам, помещаемым на обложке книги. Их гораздо меньше, чем прочих книжных знаков, и они, как правило, имеются в единичных экземплярах.
Для первого выпуска каталога отобрано 75 гербовых, вензелевых, шрифтовых, в т.ч. инициальных, супер-экслибрисов, русского и иностранного происхождения. Каталог состоит из четырех разделов: 

1. Русские суперэкслибрисы.

2. Суперэкслибрисы библиотек пароходных обществ. 

3. Иностранные суперэкслибрисы.

4. Суперэкслибрисы неизвестных владельцев.

Внутри отделов книжные знаки располагаются в алфавите владельцев. 48 книжных знаков принадлежат частным лицам. К этой группе относится и старейший из собрания суперэкслибрис рода фон Штаремберг (XVI в.) №64. 17 суперэкслибрисов обозначают разные учреждения и их библиотеки. Наиболее ранний из них — Сухопутного шляхетского корпуса (2-я пол. ХVIII в.) №43. Выделенные в специальный раздел суперэкслибрисы библиотек пароходных обществ — описываются впервые. В каталоге есть и весьма редкие суперэкслибрисы: Муравьевых №33, князей В. П. Кочубея №28 и Г. А. Грузинского №11. Последний выполнен в необычной манере — вышивки бисером. 
Достаточно большое место занимают более скромные суперэкслибрисы — инициальные. В отличие от гербовых знаков, они использовались не только в дворянских, но и в купеческих и чиновничьих библиотеках. Определить владельческую принадлежность многих из них было затруднительно. Эта группа требует дальнейшего изучения, результаты которого найдут отражение в следующих выпусках каталога. В качестве приложения включены 7 суперэкслибрисов на книгах, предназначавшихся для подарков от имени отдельных лиц, магистратов, учебных заведений с их знаками на переплетах. Таковы, например, книги с гербами С.-Петербурга №III(78), Реймса №VII(82), Московского университета №II(77). 
Суперэкслибрисы описаны de visu. Каждая запись состоит из следующих частей:  имя или название владельца книжного знака; воспроизведения суперэкслибриса (цифровая копия, в некоторых случаях увеличенная или уменьшенная); описание книжного знака: вид, предположительная расшифровка инициалов, размер в миллиметрах (высота, ширина), форма, местоположение суперэкслибриса уточняется в том случае, если он располагается не в центре верхней крышки переплета;  способ нанесения на книгу; время исполнения; сведения о владельце книжного знака, его библиотеке и судьбе книг, если таковые имеются; сведения о поступлении в НГОУНБ книг с данным суперэкслибрисом; описание книги, с которой воспроизводится публикуемый суперэкслибрис (автор, название, место и год издания, размер книги в долю листа, ее шифр); указание на другие книжные знаки на данном экземпляре книги (штемпель НГОУНБ, присутствующий на каждом экземпляре книги, опускается); ссылки на литературные источники.
В конце издания представлен список основных источников и указатели: текстов книжных знаков, имен русских и иностранных владельцев суперэкслибрисов, а также указатель суперэкслибрисов по видам.

 
 


Поделиться